0
983
Газета Антиквариат Интернет-версия

07.04.2006 00:00:00

Коротко


ГАЛЕРЕЯ АРТ-СОЮЗ в минувший вторник провела в ЦДХ свой первый аукцион. На антикварном рынке галерея появилась совсем недавно, около полугода назад, и обосновалась в здании ГТГ на Крымском валу. Открытию предшествовал период собирания коллекции, часть которой и выставлялась на торги. Большую часть коллекции составляют работы 1940–1980-х годов. Как ни странно это звучит, но львиную долю этих работ владельцы галереи привезли с Кипра, куда работы эти попали по воле коллекционеров, покупавших их непосредственно у самих художников. Следы такой «эмиграции» остались на некоторых работах в виде штампа «Разрешено к вывозу из СССР». Помимо аукционов, которые планируется проводить несколько раз в год, галерея активно осваивает современные технологии и устраивает интернет-аукционы. Также, по замыслу организаторов, аукцион, проводившийся в ЦДХ, был интерактивным, и все желающие могли торговаться в режиме онлайн. Правда, удобство такого метода оценил всего один человек, купивший, таким образом, самую дорогую работу этих торгов – полотно Л.Зевина «Отдых на даче» (146х120; 1937; 70 тыс. долл.). Двумя другими топ-лотами стали живописная работа И.Чашникова «ЗАГЭС» (102х150; 1931) и акварельный пейзаж М.Сарьяна (30х43; 1958), проданные за 54 и 27 тыс. долл. соответственно. Среди художников, чьи работы также продавались на аукционе, – А.Исупов, В.Чулович, С.Чуйков, А.Зверев, В.Яковлев, Л.Сойфертис, В.Попков, В.Иванов, Ю.Кугач, А.Грицай и другие. Вел торги легендарный аукционист Арсений Лобанов. Но ни энергия аукциониста, ни весьма умеренные цены на большую часть работ (до 10 тыс. долл.) не смогли повлиять на результаты торгов – из 101 лота продано было меньше половины, да и те в основном по стартовой цене или с незначительным повышением.

В ГЕЛОСЕ прошел мартовский аукцион месяца. В нумизматическом стринге было представлено 110 лотов, из них продано более 80%. 12 лотов купили по старту, остальные с его превышением, а за 18 лотов покупатели заплатили по 10 тыс. руб. и выше. Наибольшая цена – 34 тыс. руб. (старт – 27 тыс.) была заплачена за серебряную полтину 1718 г. «Арабески на груди». Далее следует рубль 1834 г. «По случаю открытия памятника Александру I» с красивой патиной, проданный за 29 тыс. долл. Заметим, что все юбилейные царские рубли, а их выпустили совсем немного, твердо пользуются спросом среди нумизматов, а так как их почти всегда бережно хранили как памятный знак, состояние их обычно превосходное. По 20 тыс. рублей купили рубль 1726 г. без обозначения монетного двора и знак ордена Св. Станислава II степени с мечами (за военные заслуги) времен Первой мировой войны. Максимальное превышение стартовой цены было достигнуто по жетону «XXV лет Добровольного флота. 1878–1903 гг.» из серебра и эмали. В процессе торгов цена поднялась с 3,2 до 11 тыс. руб. В связи с этим интересно вспомнить, что же такое Добровольный флот. Решение о создании нового флота было принято после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда возникла реальная угроза новой, еще более жестокой войны с Англией. Для того чтобы противостоять английскому господству на море, Общество содействия русскому торговому пароходству решило, что в России необходим Добровольный флот, состоящий из быстроходных торговых судов с небольшим артиллерийским вооружением. В случае необходимости такие суда вполне могли заняться рейдерством, то есть захватывать и уничтожать корабли противника, а главное – мешать его морской торговле.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Проблемы защиты интеллектуальной собственности», организованная Российской академией правосудия, состоялась 30 марта. В конференции приняли участие представители судебных органов и Государственной Думы, правоохранительных органов, федеральных министерств и ведомств, занимающихся проблемами защиты интеллектуальной собственности, а также научных организаций и объединений экспертов. На Конференции впервые был поднят вопрос судебной практики разрешения споров, связанных с нарушением прав на произведения изобразительного искусства в результате их фальсификации. Проблема эта сейчас актуальна как никогда, и особый пласт составляет получивший широкое распространение в России новый тип фальсификаций, так называемая перелицовка, которая заключается в переделке картин западноевропейских художников XIX – начала XX века в гораздо более дорогие работы русских мастеров. Ситуацию прокомментировал в своем выступлении юридический советник недавно образованной «Национальной организации экспертов в области искусства» Матвей Марков. Он напомнил о том, что Россия является участником Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве. Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» на территории РФ осуществляется охрана авторских прав зарубежных авторов. При переделке оригинала с изменением имени художника налицо нарушение таких прав европейских авторов, как право авторства и право на имя. В подобных случаях права не ограничены сроком давности и принадлежат наследникам автора либо при их отсутствии – соответствующим государствам. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем появятся многочисленные судебные иски со стороны представителей европейских государств о защите репутации авторов «перелицованных» картин. При подделке произведений русских художников, творивших в первой половине XX века, нарушаются права их наследников как обладателей исключительных имущественных прав. Кроме того, художники и их наследники обладают правами, которые чаще всего не используются ими в силу незнания. В частности, есть такое особое право авторов произведений изобразительного искусства, как «право следования». Закон предусматривает, что после перехода произведения от автора в собственность к другому лицу автор имеет право на получение вознаграждения в размере 5% от цены в случае каждой последующей перепродажи, если цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. Такое право действует при публичной перепродаже произведения через аукцион, галерею или магазин. На конференции обсуждались также актуальные проблемы судебной экспертизы произведений изобразительного искусства. В соответствии с законодательством эксперт назначается в предусмотренном законом порядке и несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ. При этом эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

И.О.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москва на три дня станет мировой столицей циркового искусства

Москва на три дня станет мировой столицей циркового искусства

Татьяна Астафьева

В мегаполисе на фестивале "Идол" выступят артисты из 17 государств

0
789
Росфинмониторинг просит полномочий для проверки прошлого

Росфинмониторинг просит полномочий для проверки прошлого

Иван Родин

Ведомство Чиханчина теперь выглядит скорее финансовой контрразведкой

0
1078
Центробанк не откажется от своего инфляционного идеала

Центробанк не откажется от своего инфляционного идеала

Анастасия Башкатова

Регулятор продолжает ждать показателя в 4% или меньше

0
1668
Оскорбивший христиан блогер из Дагестана задержан в Москве

Оскорбивший христиан блогер из Дагестана задержан в Москве

Милена Фаустова

Следственный комитет изучает видео с надругательством над крестом

0
1198

Другие новости