0
6656
Газета Войны и Армии Печатная версия

28.06.2021 17:19:00

Британский эсминец у Севастополя: совсем не мирный проход

Почему действия миноносца с управляемым ракетным оружием Defender нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года

Владимир Щербаков
Заместитель ответственного редактора НВО

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков – военный эксперт.

Тэги: черное море, инцидент, британский эсминец, морско еправо, конвенция оон


черное море, инцидент, британский эсминец, морско еправо, конвенция оон На обнародованных в РФ кадрах видно, что российские моряки ведут огонь, но британцы уверены: стреляли не по ним. Кадр из видео ФСБ РФ/РИА Новости

Драматические события с участием британского эсминца Defender и российских сторожевых кораблей Береговой охраны ФСБ и боевых самолетов РФ, развернувшиеся 23 июня с.г. недалеко от побережья Крыма, продолжают обрастать все новыми подробностями и комментариями. При этом зарубежные официальные лица, эксперты и примкнувшие к ним «независимые» журналисты часто прибегают к формулировке, что, дескать, боевой корабль Королевских ВМС Великобритании ничего не нарушал, а всего лишь воспользовался правом мирного прохода, которое гарантирует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

Однако, господа, если вы говорите «а», то надо при этом говорить и «б»: право мирного прохода через территориальное море другого государства, которое могут совершать как гражданские, так и военные корабли и суда, включая и подводные лодки, обуславливается целым рядом требований, которые при этом такие корабли или суда должны соблюдать.

Какие требования, спросите вы. Их много, и они отображены в статье 19 упомянутой Конвенции, которая именуется «Понятие мирного прохода».

В пункте 1 этой статьи указано: «Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей конвенцией и другими нормами международного права».

В чем же могут заключаться, спросите вы, эти нарушения мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства. Пожалуйста, на это есть пункт 2:

«Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

b) любые маневры или учения с оружием любого вида;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства…

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу».

А теперь посмотрим, какие действия совершала британская сторона непосредственно перед, во время и после так называемого мирного прохода Defender.

23 июня, почти сразу после начала грандиозного шума в прессе, один из очевидцев событий вполне четко и достаточно полно раскрыл характер действий, предпринятых британскими моряками, и их цели.

«Это должно было стать преднамеренным шагом, направленным на то, чтобы дать знать России. HMS Defender собирался проследовать в пределах 12-мильной границы территориальных вод Крыма. Капитан (командир корабля. – «НГ») настаивал, что он только искал безопасный проход [через] международно признанный судоходный путь», – указывает в письменной части своего репортажа с борта британского эсминца военный корреспондент Би-би-си Джонатан Бил. «HMS Defender готовится пройти в границах того, что Россия считает своими территориальными водами, но следуя международно признанным маршрутом», – отмечает он уже в своем видеорепортаже с борта корабля.

«Источник сообщил дипломатическому корреспонденту Би-би-си Джеймсу Лэндейлу, что Defender был там не для того, чтобы начать драку, но для того, чтобы заявить о своем праве на свободу навигации в международных водах», – указывается, в свою очередь, в материале HMS Defender – Russian jets and ships target British warship, опубликованном 23 июня с.г. на сайте Би-би-си, что еще раз подтверждает факт предварительной подготовки этой операции со стороны британского военно-политического руководства и ее изначально провокационный характер, выдержанный в духе американской программы «Свободы навигации» (Freedom of Navigation – FON).

А вот что пишут по этому поводу в статье Britain acknowledges surprise at speed of Russian reaction to warship, опубликованной 24 июня с.г. в Guardian, со ссылкой на источник в британском Минобороны журналисты издания Дэн Саббах и Эндрю Рот:

«Мы знали, что что-то может произойти, но мы вовсе не ожидали, что русские скажут это», – сказал источник в Министерстве обороны. В итоге то, что должно было стать напряженной, но рутинной миссией по отстаиванию прав на свободу навигации в Черном море, переросло в военный и дипломатический инцидент».

«Боевой корабль намеревался пройти по тому, что Великобритания назвала международно признанным судоходным путем, по кратчайшему маршруту между украинским портом Одесса и Батуми в Грузии, чтобы отстоять права на свободу навигации и оказать поддержку Киеву», – отмечается в статье.

Интересную информацию опубликовало 24 июня с.г. на своем сайте издание Daily Mail, которое получило эксклюзивный комментарий командира эсминца Defender коммандера Винсента Оуэна.

В частности, в статье, которая была дополнена 25 июня с.г., при рассмотрении ситуации с открытием огня российским сторожевиком указывается: «Коммандер Оуэн, 42 лет от роду, прибавил ход, чтобы обогнать российские пограничные корабли, и продолжил свой путь через крымские территориальные воды. Именно тогда с левого борта послышались пушечные выстрелы».

А затем в статье приводятся слова самого командира корабля: «У меня 21-летний опыт службы, и это первоклассный эсминец противовоздушной обороны. Я не думаю, что они ожидали, что их обгонит 8000-тонный боевой корабль. Это было прекрасное чувство – сделать их». Как говорится, комментарии совершенно излишни.

И, наконец, самое главное – мнение главы правительства Великобритании.

«Важным моментом является то, что мы не признаем российскую аннексию Крыма. Это часть суверенной украинской территории, и это совершенно правильно, что мы должны отстаивать закон и добиваться свободы навигации так, как мы это сделали, по кратчайшему маршруту между двумя точками, и это то, что мы сделали», – заявил, комментируя происходившие 23 июня у побережья Крыма события, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время своего посещения расположения полка рейнджеров в Олдершоте – нового элемента британских сил спецопераций, созданного для действий в условиях гибридной войны и в «серой зоне» (цитата по видео на сайте Guardian).

Вот и выходит, что британский эсминец нарушил требования, предъявляемые к совершению мирного прохода через чужие террводы, поскольку:

– официальный Лондон, и в частности премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, не признает суверенитет России над Крымом и над 12-мильной зоной террвод вокруг него, чем нарушает подпункты «с» и «d», а возможно, еще и «а» и «b»;

– командир эсминца Defender преднамеренно хотел совершить проход в территориальном море России, не считая, что оно является таковым, и вышестоящее командование вплоть до министра обороны с этим было согласно (причем последний и вовсе говорил, что это – украинские террводы), что также нарушает подпункты «с» и «d», а возможно, еще и «а» и «b»;

– командир эсминца Defender коммандер Винсент Оуэн, если издание Daily Mail точно передало его слова, «прибавил ход, чтобы обогнать российские пограничные корабли, и продолжил свой курс через крымские территориальные воды» (заметьте, что сказано «крымские», а не «российские»), что явно говорит о том, что он понимал, что совершает незаконные действия, и более того, он не подчинился законным требованиям представителей Береговой охраны государства, в территориальном море которого он находился на тот момент, что вообще нарушает сам принцип мирного прохода и ставит командира корабля на уровень с обычными преступниками;

– в ходе следования внутри территориального моря России экипаж эсминца, судя по представленным видео- и фотоматериалам, осуществлял действия, которые подпадают под определение подпункта «b» – «любые маневры или учения с оружием любого вида». Ни о каких «зачехленных» артиллерийских или ракетных установках и речи нет.

Все указанные действия и события подпадают и под подпункт «l», а действия с фальсификацией сигналов Автоматической идентификационной системы (АИС), которые имели место в отношении британского эсминца за несколько дней до инцидента и сразу после него, и вовсе отказывают кораблю в праве на мирный проход.

В итоге куда ни глянь – сплошные нарушения, за которые Defender подлежал выдворению за границы территориального моря России.

Какой же вывод из всего приведенного выше можно сделать?

Он прост: официальный Лондон не признает суверенитета Москвы над Крымом и водами вокруг него, что может стать причиной будущих инцидентов подобного рода.

Ну а то, что такие «спецоперации» могут планироваться вновь, свидетельствует содержание тех конфиденциальных документов Минобороны Великобритании, которые, как указывается в опубликованной 27 июня с.г. статье дипломатического корреспондента Би-би-си Пола Адамса «Секретные документы Минобороны Британии с планами маршрута Defender найдены на автобусной остановке», были обнаружены на остановке общественного транспорта накануне рассматриваемых событий.

Из них следует, что «набег» британского эсминца на российские террводы был заранее спланированной акцией, оформленной соответствующим решением высокопоставленных чиновников с оценкой возможных рисков и просчетом вариантов реакции со стороны Москвы. Не исключено, что Лондон решит воспользоваться популярным ныне у нас лозунгом «Можем повторить!» и совершит нечто подобное вновь.

Возымеют ли при этом действие предупреждения российской стороны о том, что в следующий раз реакция российских силовиков будет намного жестче, – покажет время. Но, право слово, не хотелось бы, чтобы мы получили новую войну вот так – в буквальном смысле на ровном месте. Хотя, конечно, кто-то этому будет только рад. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко меняет мигрантов на авиасообщение

Лукашенко меняет мигрантов на авиасообщение

Антон Ходасевич

Белоруссия рассчитывает возобновить замороженные в результате санкций рейсы

0
5172
Военно-морское бревно

Военно-морское бревно

Александр Иванин

Как британские корветы повлияют на состояние украинского флота

0
3273
КТК: что известно про иностранную компанию, виновную в разливе нефти в Черном море

КТК: что известно про иностранную компанию, виновную в разливе нефти в Черном море

Виталий Барсуков

0
2832
Авария в Черном море поколебала доверие к КТК

Авария в Черном море поколебала доверие к КТК

Ученые и экологи ставят под сомнение заявления консорциума, а следователи проводят допросы и обыски

0
10946

Другие новости

Загрузка...