0
913
Газета Арт Интернет-версия

05.03.2002 00:00:00

Между бисером и кувалдой

Тэги: назаренко, третьяковка, выставка, живопись


- В Третьяковской галерее на большой женской выставке все сделано так, что ваши работы открывают раздел современного феминистического искусства, то есть вы стоите у его начала. А как вы сами ощущаете себя?

- Этого не было в прежние времена. Были женские выставки на Кузнецком к 8 Марта - я в них никогда не принимала участия, потому что это мне казалось немножечко неприлично - приходили тетки, объединялись по половому признаку, потому что их, дескать, в других местах не выставляют, а вот они сейчас сами... Всегда была безумная свара: один раз я пришла, увидела потных дам, голосующих, перекрикивающих, вырывающих друг у друга, и поняла, что никогда в жизни я туда больше не приду. Вообще это разделение немножечко странно... Просто время сейчас такое пришло - не случайно в Вашингтоне есть музей "Женщины в искусстве", в котором я выставлялась, причем, надо сказать, очень убедительный - всячески доказывается, что женщины ничем не хуже мужчин.

- Если взять московских художниц, вы первой начали активно рисовать собственное тело. И это совпадает со стратегиями феминистского искусства.

- Вы видели выставку Ксюши Нечитайло в Петербурге?

- Нет.

- Блистательная Ксюша Нечитайло себя бесконечно изображает, причем не любуясь собой - то с дочерьми, то без дочерей, то с друзьями, то полуобнаженной. Насколько я вспоминаю семидесятые годы, у нас действительно была очень активная группа девушек-художниц. Потом, в восьмидесятые, этого не было. А сейчас...

- Художниц полным-полно.

- Полно. Но среди нас были замечательные скульптора - Пологова, Соколова, Каленкова, Люся Сошинская, Нина Жилинская, несколько тех, кто работал посильнее любого скульптора-мужчины. А где до этого они были? Ну, Мухина, а после Мухиной ничего...

- Но в конце шестидесятых - начале семидесятых произошел социальный всплеск?

- А почему нельзя предположить, что это не социальное? Просто мера таланта и мера активности? Я не социолог, но, если хорошо посмотреть процент рождаемости мальчиков-девочек, может, что-нибудь связано с этим? После войны рождалось больше девочек, девочки в детском саду били мальчиков (смеется), в результате они к 20 годам становились сильнее...

- шли в художницы...

- ...подавили все мужское население. А теперь мы приходим в компанию, у нас мало мужчин, потому что они, несчастные, все перемерли от алкоголизма и прочих излишеств, а нам остается нести это бремя - как в войну. Можно же под это тоже подвести тяжелое военное детство.

- А если взять ваших студентов сейчас?

- Ужасно. Сейчас профессия художника никакой популярностью не пользуется. В институте - одни девочки. Большинство. Ну, конечно, попадаются мужчины, которые косят от армии. Куда-то надо поступать, и они поступают в художественный институт.

- Так что будущее искусство - исключительно женское?

- Нет, они потом рожают, слава богу, начинают стирать пеленки или заниматься младенцами - сейчас не стирают пеленки, но все равно они занимаются воспитанием, и есть надежда, что хотя бы в чем-то мужчины станут сильнее, а женщине традиционно останутся прикладные искусства - кукол делать... Обожаю. Недавно была выставка "Рождественская елка" в маленьком особнячке на Танеевых - прямо в окошко смотришь, там елочка, на елочке игрушки, все женщины - художницы, все такие рукодельницы. Вот настоящее прекрасное искусство - не нужно набивать эти холсты...

- То есть правильный образ женщины-художницы - это рукодельница?

- Конечно, она должна что-нибудь такое бисером вышивать. Конечно, это ненормально, когда женщина стоит с кувалдой и забивает какой-нибудь клин в мрамор, я видела что это такое...

- пыль...

- грязь. Бедная Нина Жилинская надорвалась на этой работе, потому что работала как ломовая лошадь... А какие ручки у скульпторов? Между прочим? Но если хочется, никуда не денешься... И потом, если по-серьезному, мы все время доказывали, что мы не хуже мужчин.

- Значит, сильным было бремя давления в художественной школе!

- Нет, не бремя давления. Это просто зависит от личности. В искусстве существует момент соревновательства. И, наверное, хотелось доказать, что ничего, что я девочка - я могу так же подтянуться на брусьях или так же перемахнуть через бревно. Так же могу написать картинку и натянуть холст. Почему мы писали большие размеры? Чтобы доказать, что мы можем все...

- что можно сделать три на пять метров...

- Запросто. И пять на десять можем, и стенку. И это нормально. Это человеческое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
811
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
951
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
470
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
321

Другие новости