Управление неизъяснимым
Ингмар Бергман. Исповедальные беседы. - М.: РИК "Культура", 2000, 432 с.
В ВОСПОМИНАНИЯХ режиссера, написанных им в возрасте шестидесяти шести лет, редких по откровенности и художественной выразительности тщетно искать подведения итогов творческого пути или раскрытия тайн мастерства. Это насквозь личные, сугубо самоописательные размышления, которые ровным счетом ничего не прибавляют к пониманию бергмановского кинематографа. Разве что проясняют предельное основание его мировоззрения - изощренный психоанализ, лишенный и малейшей толики экзальтации. "Поскольку в душе моей беснуется буря, которой нельзя давать волю, я боюсь всего непредвиденного, непредсказуемого", - признается себе художник и далее формулирует свое фундаментальное профессиональное кредо: "Посему моя профессиональная работа заключается в педантичном управлении неизъяснимым. Я - посредник, организатор, человек, создающий ритуалы. Есть режиссеры, материализующие собственный хаос, в лучшем случае им удается из этого хаоса сотворить спектакль. Мне отвратительна подобная самонадеянность. Я никогда не участвую в пьесе - я перевожу, конкретизирую. Самое главное - в моей работе нет места для личных проблем, если они только не помогают проникнуть в тайну текста или же не дают выверенного толчка творческой фантазии актера". Помимо уже издававшейся ранее автобиографической прозы "Латерна магика" в книгу включены также два бергмановских романа - "Дети воскресенья" и "Исповедальные беседы", до сих пор известные лишь немногим специалистам по публикациям в "Киноведческих записках".
Н.О.