0
1249
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

14.11.2002 00:00:00

Бр-р-рат стихотвор-р-рец"

Тэги: новиков, высоцкий


Владимир Новиков. Высоцкий. - М.: Молодая гвардия, 2002, 413 с.

Формальная канонизация завершена. Высоцкий введен в когорту "замечательных" - в серии "ЖЗЛ" вышла монография о жизни и творчестве поэта и актера. Понимаю всю трудность задачи, поставленной перед собой Владимиром Новиковым: если талантливый человек (а кто Высоцкий, как не таковой?) имеет право быть противоречивым, то у текста, претендующего на историческую достоверность, таких прав меньше. Книга должна быть внятной, тем более если это биография.

Впрочем, в строгом смысле этого слова, книгу Новикова биографией назвать трудно, и тому есть ряд причин. Биография стремится к максимальной объективности, авторская трактовка тех или иных событий подкрепляется фактами, а все эмоции и личные пристрастия выражаются, ну хотя бы в форме "достоверных слухов". Здесь же нет совпадений ни по одному пункту, нет именно потому, что автор сознательно бежит академической строгости, он за своего героя - горой, враги у них общие - сплошь холуи, подонки, придурки и подлые начальники. Согласитесь, для классики жанра это чересчур экстремально.

Поэтому книга Новикова "Высоцкий" скорее документальный роман. Такая форма повествования, вне сомнения, более выигрышна по сравнению с сухим научным изложением - авторская экспрессия увлекает (когда не отпугивает) даже изначально незаинтересованного читателя. Книга при этом строго документальна, и эта двойственность - от раздвоенности самого героя, о чем Владимир Новиков говорит постоянно: "Как ни крути, есть два Высоцких. Одного знают и слушают тысячи, даже миллионы незнакомых людей. Второй мучается, терзает себя и других, все время ходит по краю и когда-нибудь сорвется окончательно". О мучениях и терзаниях - написано, а положение о "раздвоенности" дает право автору определить творчество Высоцкого как "полифоническое" (глава "Стихи и проза"). Отсюда и кавалерийский стиль книги: смесь литературоведения с просторечием и жаргоном. "Это сейчас все шибко грамотные", "С Олимпиадой вообще получилась полная лажа", "Так и надо этой стране с ее сраной властью" - и это не диалоги, это авторский текст. Конечно, Владимир Новиков (профессиональный литературовед) делает все вполне сознательно, и, уяснив - почему, задаешься следующим вопросом: зачем? Первая мысль - в борьбе за читателя. Однако, размышляя о текстах песен Высоцкого, автор, пожалуй, проговаривается: "Высоким штилем" на эту тему говорить невозможно: все неоднократно повторено. И лишь поворот в сторону грубого простонародного языка позволяет на это дело со стороны посмотреть". Так оно и есть, мы, по сути дела, столкнулись с экспериментом в биографическом жанре: Высоцкий - понятен всем, ну и книга про него такой же должна быть. Муза, вишь, посетила, посидела и, как говорится, того. Типа, творческий процесс. "Бог не фраер" - говорит в книге то ли автор, то ли сам Владимир Семенович. Знаем-знаем. Бог - он-то, может, и не фраер, но и не блатной.

Но главная проблема документального романа "Высоцкий" даже не в языке, а в позиции автора. Новиков ставит себя в несколько странное положение по отношению к своему персонажу, которое, говоря не по-русски, можно назвать амикошонством. При определенных обстоятельствах это могло бы стать и плюсом, не будь персонажем книги такая одиозная фигура, как Высоцкий. Чисто по-человечески все это понятно и можно объяснить большой любовью автора к барду, но не будем забывать, что с Пушкиным на дружеской ноге мог позволить себе быть только один человек - Хлестаков.

Вызывает недоумение предпоследняя глава книги "По гамбургскому счету". Построена она в форме диалога автора с гипотетическим недругом Владимира Семеновича. Этот самый недруг задает автору каверзные вопросы, а Владимир Новиков блестяще расправляется с ним по всем правилам риторики. Ну не смешно ли выдуманного только что противника обвинять в некомпетентности? Это игра в одни ворота. И, читая этот диалог, лично я изначально "болел" за эстетического противника, потому что арбитр подсуживал Новикову.

Книга явно рассчитана на читателя, который о Высоцком знает все или почти все. Для популярного опуса она слишком профессионально написана. Непосвященный, прочтя несколько страниц, пожалуй, запутается в нескончаемой череде имен, не поймет ситуации, которая для автора и для поклонников Высоцкого известна досконально и которую "пришлому" человеку понять не дано. Не член ордена - не жди объяснений. Но, быть может, именно такой и должна быть книга о Высоцком? Человек, равнодушный к барду, вряд ли возьмется за нее, для поклонников же это настоящая находка. Любителей Высоцкого в нашей стране хватает - уже поэтому книга, как говорится в таких случаях, найдет своего читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
874
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
472
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
477
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
428