0
1123
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

22.05.2003 00:00:00

Симона - девушка своей мечты

Тэги: Крогман, Симона Вейль


Ангелика Крогман. Симона Вейль./ Пер. с нем. Марка Бента.- Челябинск: Аркаим, 2003, 320 с.

Симона Вейль (1909-1943) - философ цветаевской закваски: прямая, бескомпромиссная. Правда, с любовью не к мужчине, а к истине. "В высшей степени неженственная, она дымила, как фабричная труба, а большие карманы ее сшитого на заказ костюма всегда были полны табака, крошки которого часто красовались на ее губах, так как она предпочитала курить самокрутки". С сектантской одержимостью она ищет истину в коловращениях повседневности, не доверяя книгам. Берет от своих любимых предшественников - Гомера, Эсхила, Канта, Кьеркегора - лишь темперамент и верность себе, постигая сущее практически. Оттого физический труд Вейль считает душой познания.

С этой идеей связывается острое желание донести свою убежденность до людей. Нужно не присваивать знания, а распространять их. Работая учителем в школе, она отучает детей от зубрежки, прививает им навыки самостоятельного мышления и новый взгляд на науку. С науки Вейль хочет снять злые чары отвлеченности. "Нет никакой нужды выбирать между приведением доказательств и практикой. Доказывать с помощью куска дерева или железа столь же легко, как и с помощью мела. Включение геометрической необходимости в программу профессиональных школ вполне осуществимо при условии объединения классной комнаты и мастерской".

Школьный мир с его извращенной зависимостью усилий от формального результата (оценок) - лишь наиболее простой и наглядный пример оторванности современного человека от корней. Обретение своих основ путем нового укоренения - вот цель жизни неистового философа. Вернуть науку под крыло религии, изъять из истории ложное величие людей сильной воли, восстановить авторитет подвижников и святых - только в этом случае социальные преобразования будут оправданны.

Анализируя работы Маркса, Вейль строго различает в них беспочвенность социального проектирования и необходимость исследования природы общества, приобретения опыта творческого взаимодействия с ним. Философским грезам о царстве социальной справедливости она предпочитает реальный каждодневный труд. "Маркс нащупал истину, глубинную истину, что человек воспринимает справедливость лишь в том случае, если испытывает ее на себе..."

Этот принцип Вейль исповедовала всю свою жизнь. Будучи по устремлениям и образу действий религиозным человеком, она вставала как перед непреодолимой стеной - перед безотчетностью веры. Чтобы действительно поверить, ей нужен был тот экстремальный духовный опыт, который разрешил бы все сомнения. В поисках такого опыта она шла работать на завод простой рабочей, участвовала в гражданской войне в Испании. В конце концов в самый разгар Второй мировой Симона Вейль, уже больная туберкулезом легких, сознательно перешла к невыносимой аскезе, отказавшись от пищи, и умерла - в 34 года. Ее стратегия философа действия нетипична для ХХ, и уж тем более XXI века, и тем сильнее и беспощаднее она контрастирует с уютной корпоративностью нынешних университетских "мудрецов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1229
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
901
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1422
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1032

Другие новости