0
1129
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

22.06.2006 00:00:00

Сто два года одиночества

Тэги: рифеншталь, мемуары


Лени Рифеншталь. Мемуары/ Пер. с нем. Ю.Архипова. – М.: Ладомир, 2006, 700 с.

Воспоминания знаменитой германской кинодамы дожидались русского перевода почти двадцать лет. Иначе и быть не могло. Мемуары «любимицы Гитлера» имели репутацию немногим лучше, чем «Моя борьба».

Словосочетание «немецкий кинематограф» в наши дни звучит как неожиданность. Не все знают, что такой вообще есть. А в свое время (особенно в 1920 – начале 1930-х годов) немецкий киноэкспрессионизм и киноавангардизм едва ли не первыми в мире показали, на что способен «великий немой», каковы его выразительные средства и как магически он может влиять на сознание не только элитарных ценителей, но и впечатлительных масс.

После января 1933 года немецкий кинематограф попал в особую ситуацию, последствия которой сказываются и сейчас. Скончавшаяся три года назад Лени Рифеншталь – ярчайшая и актуальнейшая фигура той печально прославленной эпохи.

Рифеншталь не была обделена дарованиями и явно ходила в фаворитках судьбы. Танцовщица, актриса, кинорежиссер, фотограф, до конца отпущенного ей 102-летнего века ведшая активный образ жизни – для одного человека это даже многовато. Ее мемуары откровенно субъективны и производят впечатление нарочитой несбалансированностью: в то время как одни эпизоды изложены избыточно детально, чуть ли не в жанре ежедневной хроники событий, другие проговорены наспех и поверхностно. Рифеншталь сознательно опускает многие невыгодные для ее репутации подробности (в частности, захлебывающуюся от верноподданнического восторга телеграмму, которую она направила Гитлеру в день занятия вермахтом Парижа), немало страниц посвящает многословным самооправданиям, часто впадает в характерный для лет ее молодости «роскошный» литературный стиль (своего рода немецко-бидермайеровский «романтический сентиментализм»). Особенно неуклюжими (что называется, не по специальности предпринятыми) выглядят ее попытки частично оправдать фигуру Гитлера. Благодарность за поддержку понятна, но и принцип «хороший фюрер среди плохих соратников» несостоятелен – нам знакома такая тактика обеления необеляемых личностей.

Факты свидетельствуют, что для Рифеншталь в нацистской Германии были созданы условия неприкасаемости и наибольшего благоприятствования, что, однако, не помешало ей после войны полностью отвести от себя на юридическом уровне все обвинения в гипертрофированной пронацистской лояльности. Другое дело – исторжение из профессиональной среды. После 1939 года Рифеншталь не сняла ни одной игровой картины, а вернуться в кинематограф сумела только в начале 1950-х и только в качестве автора политически нейтральных документальных лент экзотической тематики. Аура «Триумфа воли» и «Олимпии» витала над ней до конца жизни. Кинохроники нацистского партийного съезда в Нюрнберге и Олимпийских игр 1936 года в Берлине сняты блестяще. Они доказали, что возможности эстетизации зла у кинематографа почти безграничны, воздействие изобразительного киноряда не имеет равных по силе среди других видов искусства, а сплачивающая сила почвенно-националистического мифа на экране становится почти физической реальностью. И – рано или поздно – за создание подобных лент приходится платить репутацией, ибо если правовая сторона такой художнической активности неуязвима с позиций «свободного искусства», то этические оправдания «свободного художника» не принимаются.

Нам было легче пережить нечто подобное. Мэтры сталинского кинематографа спокойно перетекли из режима в режим, сменили терминологию и пленку и продолжали успешно творить – политико-эстетический разрыв сталинской и послесталинской эпох у нас не сопровождался карательной десталинизацией. Лени Рифеншталь стала заложницей гитлеризма и «популярной жертвой» только по причине военно-экономического краха нацистской Германии. Ей не смогли простить «разрыв» другого рода – разрыв между магическим очарованием ее кинонаходок и подложенной под них пустотой выхолощенного мифа.

Любопытна совершено неадекватная реакция российской художественной элиты на приезд Лени Рифеншталь в Россию в 2001 году. Престарелую даму, до неузнаваемости изменившуюся внешне от бесчисленных пластических операций, превознесли до небес и даже наградили, отчего у Европы тоже вытянулось лицо. Сейчас, когда страсти поутихли и мемуары опубликованы, можно понять причину того, что магия «тоталитарного кино» в России имеет стойких приверженцев. Последний триумф Лени Рифеншталь был явно не случаен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему стоит стать промышленным туристом

Почему стоит стать промышленным туристом

Татьяна Астафьева

0
1347
Российские регионы дадут отпор американским кленам

Российские регионы дадут отпор американским кленам

Виталий Барсуков

Эксперты призывают не допустить превращения отечественных лесов в зеленые пустыни

0
369
Погружение в мир настоящих историй

Погружение в мир настоящих историй

Вера Цветкова

На фестивале документального кино Original + Doc лучшей признана лента "Рак. На пороге открытия"

0
1448
Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

0
891

Другие новости