0
1447
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

28.09.2006 00:00:00

Самоубийство как жанр

Тэги: натан, мисима


Джон Натан. Мисима: Биография / Пер. с англ. М. Абушика. – СПб.: Азбука-классика, 2006, 352 с.

Американский японист Джон Натан знал Юкио Мисиму (1925–1970) лично. Переводил на английский знаменитый роман «Моряк, которого отвергло море», на протяжении двух лет встречался с прозаиком, в том числе в неформальной обстановке. Натан был единственным из писательского окружения, кто мог победить Мисиму в армрестлинге.

Почти сразу после смерти Мисимы Натан попытался проанализировать, что же все-таки подвигло успешного и плодовитого романиста (наследие которого исчисляется сотней томов) к самоубийству.

В 10.50 25 ноября 1970 года Мисима с группой единомышленников прибыл в штаб Сил самообороны в Токио. Их провели в кабинет командующего генерала Масуды. В 11.20 после непродолжительной беседы генерал был взят в заложники. Мисима заявил, что желает выступить перед личным составом Восточной дивизии, на территории которой и произошел захват командующего. После неудачной попытки штабных офицеров освободить Масуду (защищаясь, Мисима старался не покалечить нападавших) требование писателя было выполнено.

«Ровно в полдень Мисима обратился лицом к стоящим внизу людям и начал говорить. Никто не слушал его, а если бы кто-то и пытался это сделать, он вряд ли что-нибудь разобрал бы сквозь свист и насмешливые выкрики собравшихся. «Слезай оттуда!», «Хватит играть в героя!», «Отпусти командующего!» – кричали рассерженные солдаты. Мисима хриплыми выкриками, торопясь, излагал основную суть манифеста, постоянно поглядывая на часы». Он призывал к отказу от условий мирного договора 1945 года, к националистическому возрождению страны. Писатель «собирался говорить в течение получаса, но через семь минут, решив, очевидно, что продолжать бессмысленно, перешел сразу же к заключительному призыву присоединиться к нему и его товарищам и умереть вместе. Последние фразы, которые он прокричал, потонули в гвалте».

Вернувшись в кабинет генерала, Мисима сказал, что его, очевидно «даже не слышали», после чего сделал себе харакири. Помощник, который должен был обезглавить Мисиму, не смог с первого удара отсечь голову. Только третий удар другого уже заговорщика завершил путь к смерти знаменитого писателя.

Именно через тягу к гибели Натан характеризует жизнь и творчество Мисимы. Еще в молодости, Кимитакэ Хираока (Мисима – литературный псевдоним) был заворожен смертью. При этом не любой смертью, а красивой. Критерием этики для него была красота, вопроса морали для Мисимы не то чтобы не существовало, просто нравственность оценивалась через прекрасное.

Бисексуальность, своеобразное отношение к женщине (писателя интересовал процесс ухаживания, но отнюдь не интимная связь) заставляли Мисиму создавать то, что Натан называет «иллюзией нормальности». Маленькое отступление. Когда Мисима в целях соблюдения внешних приличий женился, то его свадьба совпала с бракосочетанием наследного принца. Один еженедельник провел опрос среди молодых японок: «Если бы принц и Мисима были единственными мужчинами, кого из них вы предпочли?» Более половины ответивших не выбрали ни того, ни другого. Уж лучше самоубийство.

Мотив самоубийства и мазохистские сцены встречаются в текстах Мисимы неоднократно. Уже в ранних произведениях (см. рассказ «Воры») двое возлюбленных в первую брачную ночь совершают совместное самоубийство. Героя романа «Дом Киоко» Осаму «простые ласки не устраивали: он нуждался во внимании, которое разъедало бы его, словно ржавчина. Без сомнения, он нуждался в боли». Осама, «увидев текущую струйку своей крови, осознал несомненность своего существования».

«Мисима – удивительный имитатор самого себя», – пишет исследователь. Все элементы его эстетики: кровь и море, особая красота, обрекающая героя на смерть, – предсказуемы. Натан остроумно сравнивает впечатление от прозы Мисимы с «посещением выставки самых красивых в мире рам для картин». Очевидно, Мисима почувствовал, что стал воспроизводить сам себя. Это, возможно, ускорило трагическую развязку в Токио.

Вся его жизнь была подготовкой к эффектному самоубийству. Пожалуй, более последовательным шагом было бы участие Мисимы в действиях камикадзе в конце войны. Ведь от падения самолета на цель противника эффекта и шума было бы больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
884
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1065
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
521
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
356

Другие новости