0
4930
Газета История Печатная версия

17.01.2018 00:01:00

Как большевики обогнали Церковь

В январе 1918 года Россия перешла на григорианское летоисчисление

Тэги: календарь, старый стиль, новый стиль, россия, югославия, румыния, турция, история


Рабочая копия первого листа «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря». 	Фото с сайта www.rusarchives.ru
Рабочая копия первого листа «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Фото с сайта www.rusarchives.ru

Старый Новый год – праздник, название которого ставит в тупик иностранцев, но за сотню лет своего существования он успел стать российской традицией. Впрочем, за нее, как и за облик современной России в целом, стоит поблагодарить большевиков и Владимира Ильича Ленина лично. Именно он 26 января (еще по юлианскому календарю) 1918 года волевым решением забросил Россию в будущее на две недели, где страна, как гласил подписанный «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», должна была слиться в общем исчислении истории «почти со всеми культурными народами».

Отмена юлианского календаря и переход на григорианское исчисление  были неразрывно связаны с другой реформой советской власти. 20 января (2 февраля по григорианскому календарю) Церковь декретом была отделена от государства, и вместе с ней государство отказалось от освященного церковным авторитетом юлианского календаря.

На рубеже 1917 и 1918 годов решалась не только судьба страны, но и судьба Церкви, и вопрос о переходе на новое исчисление обсуждался на заседаниях не только Совнаркома, но и Поместного собора. В марте 1918 года Собор постановил «без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте». «Догнать» советскую республику еще раз Церковь попыталась в 1923 году. «Давно известно, что так называемое юлианское времяисчисление, принятое в Православной церкви, не точно, а потому еще в конце минувшего и в самом начале нынешнего столетия в Православной церкви поднимался вопрос об его исправлении», – гласит послание патриарха Тихона (Белавина) к православному народу о реформе календаря от 1 октября 1923 года, обличающее «самочинное собрание» перешедших на новый стиль обновленцев.

В мае 1923 года в Москве состоялся «второй Поместный всероссийский собор», закрепивший раскол между патриаршей Церковью и обновленцами, одним из решений которого и стал переход «раскольников» на новый календарь. Митрополит Антонин (Грановский), выступавший с докладом о богослужебном календаре 5 мая, обвинил Церковь ни много ни мало в том, что Пасху она теперь празднует чуть ли не месяцем позднее, чем того требуют правила Вселенского собора. «Бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо», – заключал митрополит Антонин; а в случае совпадения православной и иудейской Пасхи у народов мира появлялся бы лишний повод соединиться мыслью о всепрощении, равенстве и братстве. Собор обновленцев единогласно постановил: «Перейти на грегорианский стиль с 12 июня 1923 года. Причем для этого в воскресенье 21 мая соединить два последующих воскресенья и кроме того, 10 июня уплотнить два воскресенья в одно».

Патриарх Тихон, «сознавая необходимость исправления церковного времяисчисления, вызываемую несоответствием его современным данным астрономической науки, а также неудобством для православных людей совершать свои праздники в те дни, которые не считаются днями отдыха по советскому законодательству», в послании от 1 октября признал возможным исправление церковного календаря, разумеется, «в ином духе и с иною целью, нежели вождями именуемых «обновленцев». Это было указанием на решение Константинопольского собора 1923 года: тогда, признав необходимость календарной реформы, Собор принял решение разработать собственный календарь, чтобы не принимать летоисчисление Римского папы. Что и было сделано сербским астрономом Милутином Миланковичем: созданный им так называемый «новоюлианский» календарь до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским.

Однако 8 ноября переход на новый стиль был отложен патриархом. Совещание епископов под его руководством сообщило, что «по независящим от нас обстоятельствам послание о введении нового времяисчисления вышло из печати лишь в начале ноября, когда удобное время для перехода на новый стиль уже прошло. Поэтому и мы признаем необходимым повсеместное и общеобязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Упущенное удобное время больше не наступило: в 1925 году скончался патриарх Тихон, все три кандидата в местоблюстители находились в лагерях или ссылках, и Церкви было вовсе не до календаря – на кону стояло само ее существование. Таким образом, юлианский календарь надолго задержался в повседневной жизни русских верующих, и, когда Новый год в СССР окончательно вытеснил Рождество как главный зимний праздник, появилась и традиция отмечать «старое новолетие». Календарь Миланковича так и не стал общим для вселенского православия.

После того как на григорианский календарь перешла советская Россия, в мире осталось всего несколько государств, использовавших юлианское летоисчисление. Румыния и созданное после Первой мировой войны Королевство сербов, хорватов и словенцев перешли на новый стиль в 1919 году – после 18 января там наступило 1 февраля. В кемалистской Турции 1926 год начался сразу после 1341 года румийского календаря, который в Османской империи просуществовал немногим менее столетия. Модернизация страны в XIX веке привела к появлению совпадавшего с юлианским «календаря ромеев», время в котором отсчитывалось со времени исхода пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, а начиная с 1917 года месяцы в нем приводились в соответствие с григорианскими.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Русское оружие в Первой мировой войне

Русское оружие в Первой мировой войне

Алексей Олейников

Как винтовка превратилась в автомат

0
585
«Пантеры» на льду

«Пантеры» на льду

Максим Кустов

Перечитывая откровения Гудериана

0
918
Агония Российской империи растянулась на 100 лет

Агония Российской империи растянулась на 100 лет

Сергей Самарин

Война как двигатель прогресса

18
1769
Как лайнер «Вильгельм Густлов» чуть не потопили второй раз

Как лайнер «Вильгельм Густлов» чуть не потопили второй раз

Сергей Черных

Можно ли отличить крысу от свеклы

0
562

Другие новости

Загрузка...