0
3145
Газета История Печатная версия

02.07.2019 16:24:00

Мечом и проповедью

Как Римская церковь боролась с искушениями Реформации

Тэги: капуцины, реформация, монахи, чехия, священная римская империя


11-16-4_t.jpg
Капуцины часто служили в тюрьмах
и больницах. Йоханн Мербах.
Капуцин за работой. 1767

Нищие братья

Нет предела совершенству, даже в стремлении к самоуничижению и изнурению плоти. Нищенствующий орден францисканцев в позднее Средневековье раскололся на три течения, каждое из которых создавалось в надежде достичь уровня аскезы, достойного Франциска Ассизского. Наиболее радикальное направление стало называться капуцинами – по названию остроконечного капюшона, в который наряду с рясой бурого цвета и сандалиями облачался монах, живущий только подаянием. Основателем ордена стал францисканский монах Маттео да Басси, который в своем стремлении к предельному опрощению не нашел поддержки среди собратьев и только при помощи церковных и светских властей одного из итальянских княжеств организовал первые общины нового толка. 3 июля 1528 года папа Римский Климент VII специальной буллой Religionis Zelus узаконил Орден меньших братьев отшельнической жизни. Новая организация стала одним из столпов движения Контрреформации, заданного Тридентским собором 1545–1563 годов, и должен был являть пример альтернативного реформирования веры, не затрагивающего иерархии Римской церкви. Капуцины активно занимались миссионерской деятельностью в разных частях света. В 1705 году миссия ордена получила дозволение Петра I разместиться в Москве. Позже капуцины попытались проникнуть и в новую столицу, Санкт-Петербург, однако столкнулись здесь с представителями своего «материнского» ордена – францисканцев. В Астрахани капуцины открыли школу, в которой учились российские поэты XVIII века Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский. Уже в XX веке в Галиции при участии грекокатолического митрополита Андрея Шептицкого было создано отделение ордена византийского обряда. Изначально родившийся из стремления к полнейшему отрешению от всего земного, орден воплотил свой идеал в немного жуткой форме. В Палермо, на Сицилии, известны так называемые катакомбы капуцинов, подземелья, где на общее обозрение выставлены останки тысяч монахов и знатных мирян. Впрочем, и такой макабрический апофеоз смирения получил неоднозначачную репутацию из-за того, что туристам приходится платить за посещение этой достопримечательности.

Мировая религиозная война

11-16-3_t.jpg
Фридрих V так и не смог сохранить
Чехию для Реформации. 
Геррит ван Хонтхорст.
Портрет Фридриха V, короля Богемии.
1634. Курпфальцский музей,
Гейдельберг, Германия

Ответом Римской церкви на Реформацию стали не только попытки преобразований собственных институций, но и прямое военное столкновение с теми политическими силами в Европе, которые поддержали протестантов. Ареной самой крупной на континенте религиозной войны, которая получила название Тридцатилетней (1618–1648), стала Центральная и Северная Европа. Друг другу противостояли Католическая лига и Протестантская уния. На первом этапе борьба развернулась вокруг Богемии, где воцарился эрцгерцог Фердинанд Габсбург. В Чехии, где к тому времени подавляющее большинство населения склонялось к Реформации, начался насильственный возврат к католицизму. Чехи обратились к Протестантской унии, и к ним на помощь пришел Пфальский курфюрст Фридрих V. Между Фердинандом и Фридрихом, который был провозглашен королем Богемии, началась война – с переменным успехом. В пользу протестантов стала действовать преимущественно католическая Франция, потому что опасалась усиления влияния Испании. При посредничестве французов 3 июля 1620 года был заключен Ульмский договор. Однако это не остановило испанские войска, и в результате первый период религиозной войны был проигран протестантами: Прага взята, Фридрих изгнан. Окончательный мир между двумя противоборствующими коалициями, Вестфальский, был заключен только спустя 28 лет после Ульмского, после того как погибли, по разным подсчетам, от 5 до 8 млн человек. По итогам всех этапов затяжного конфликта карта Европы радикально изменилась. Но главное – стало понятно, что ни католицизм, ни протестантизм не способны добиться абсолютной гегемонии в Старом Свете. После Тридцатилетней войны значение фактора религии в политике резко снизилось, стали преобладать иные мотивы: экономические, династические, национальные. Начало оформляться представление о государственном суверенитете и четких границах. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Владимир Попов

Что дали европейской цивилизации анабаптисты Швейцарии и Германии

0
4021
Киев поделился с Прагой опытом борьбы с коррупцией

Киев поделился с Прагой опытом борьбы с коррупцией

Наталья Приходко

Украинское Минэнерго раздало частникам государственные облэнерго

0
2961
Из дорогих моментов растет книга

Из дорогих моментов растет книга

Марианна Власова

Алексей Варламов и актеры Театра Маяковского представили роман «Одсун»

0
1072
Чехи воевать не любят

Чехи воевать не любят

Александр Храмчихин

Гораздо лучше у них получается торговать оружием

0
26230

Другие новости