Последний бой атеистам дадут фанатичные последователи культа Митры.
Кадр из сериала «Воспитанные волками»
Несмотря на вторую волну назойливого ковида и ущерб от пандемии, который понесла киноиндустрия, прокатчики и продюсеры успешно приспособились к сетевому формату. И весь уже близящийся к завершению 2020 год продолжают радовать зрителя обещанными новинками и нежданными сюрпризами, в том числе религиозно-мистического содержания.
Оцифрованный рай
Один из популярных трендов – сочетание сверхъестественной реальности (божественной, инфернальной, потусторонней) с новейшими технологиями. В сериале «Бог меня зафрендил», второй сезон которого вышел в этом году, Бог через соцсети приобщает к своим трудам праведным закоренелого атеиста. Афроамериканцу Майлсу приходится разруливать непростые, а то и фатальные жизненные ситуации неизвестных ему людей. Понемножку налаживается и его собственная жизнь – преодолевается травматичный разрыв с отцом-проповедником, из-за которого и возник атеизм Майлса, завязывается роман с одной из героинь.
Сериал «Загрузка» предлагает мир, в котором каждый может обрести посмертное существование – но в цифровом формате. По предварительной договоренности сознание умершего загружается в цифровой рай, где и наслаждается блаженством в духе сусальных представлений новых религиозных движений. Рай длится столько, на сколько хватит денег, – есть в «Лайквью» (торговая марка фирмы, обеспечивающей «посмертие») двухгигабайтные нищие, довольствующиеся черно-белой реальностью, неполными книжками, «Роллтоном» на обед и ограниченным запасом слов. У обеспеченных усопших цифровая «жизнь» после смерти куда более насыщенная – в ней и говорящий лабрадор-психотерапевт, и насморк по доплате, и даже секс с живыми людьми в костюмах виртуальной реальности.
Главному герою Нейтану «досаждает» киберсексом его назойливая подружка Ингрид, да так, что у Нейтана случается роман с «ангелом»-куратором Норой. И дело не только в глупенькой Ингрид – Нора, будучи в «реальной» жизни менее обеспеченной, но зато более искушенной во всех тяготах суровых будней, куда более настоящая и живая, чем приставучая блондинка. А реальная жизнь действительно сурова. Это капитализм будущего с античеловеческим лицом: тут вам и система взаимного начисления баллов, и возможность виртуально присутствовать на собственных похоронах, и «защита в сексе», то есть подтверждение согласия через гаджет, и возможность позвонить умершим родителям. Иначе говоря, все те же вечные, в технологичной обертке, темы: есть ли и какова будет жизнь после смерти, сколько стоит рай, возможна ли любовь за гробом.
Рагнарёк по-деревенски
В небольшом селении, раскинувшемся в уютной бухте среди живописных норвежских скал, начинается Рагнарёк (светопреставление согласно скандинавским мифам). Или репетируется, не суть важно. Селение называется Эдда, и посвященным в тему этого достаточно. Несведущие – просвещайтесь: создатели первого сезона мини-сериала заботливо снабдили каждую серию вводящей в тему справочкой.
Начинается все с возвращения героя по имени Магне в родное селение, в Эдду. Здесь его ждет подготовка к инициации и пробуждению истинного «я» – скандинавского бога Тора. Что немедленно и примечают ждавшие его явления провидица Вёльва и старик в инвалидной коляске Один. Родной братец Магне – придуривающийся и троллящий брата-увальня андрогинный Локи. Злые снежные великаны-ётуны – семейство Йодалей, владеющее градообразующим и природогубительным предприятием, под стать друг другу: гладкие, чистенькие, ладные, вечно молодые – или моложавые. Но это на людях, а у себя в Ётунхейме (мифическом мире снежных великанов) они не скрывают истинных личин. То отец сына за непослушание изобьет, то мать нежданному гостю истинный лик страшенной старушенции явит.
![]() |
Господь открылся Майлсу самым удобным способом – через соцсеть. Кадр из сериала «Бог меня зафрендил» |
Если «Рагнарёк» и проигрывает голливудской трилогии про Тора в динамизме и зрелищности спецэффектов, то уж никак не в многослойности смыслов и символов. В американской франшизе с Крисом Хемсвортом в главной роли сюжет банален: небожитель жертвует раем ради смертной, попутно спасая ее сородичей, а норвежский Рагнарёк по-своему злободневен, будучи воплощенным в экологической катастрофе.
Финал первого сезона предсказуем – задумавший погубить природу злодей поражен молнией, отрицательные герои посрамлены, экосознание и правда торжествуют. Вопрос в том, во что выльется светопреставление в следующем сезоне: будет ли это авария нефтяного танкера, пришествие Греты Тунберг или какие-нибудь еще страсти из телевизора?
Андроиды – за атеистов
Режиссер Ридли Скотт в космической саге-антиутопии «Воспитанные волками» напророчил весьма интересное будущее. Создатель «Чужих» и «Бегущего по лезвию» на этот раз вынес на экран «последнюю битву» атеистов и верующих.
Вернее, битва уже в прошлом, атеисты проиграли почитателям древнеиранского божества Митры, но успели отправить на далекую планету нескольких андроидов с 12 человеческими эмбрионами для создания новой расы.
Митраисты показаны во всей красе шаблонных религиозных фанатиков. Под величественной оболочкой ритуалов, возвышенных гимнов Солу-Солнцу скрывается набор дремучих изуверств. Жесткая жреческая иерархия и слепая вера в божественные звуки и знаки, запрет на радости жизни, насилие, вдохновленное «гласом Сола»… Прочитывается аллюзия на средневековое христианство, только дело происходит в далеком будущем, где место Христа занял Митра. Однако, несмотря на слепой фанатизм, именно митраисты создали самые продвинутые технологии и благодаря им почти отвоевали мир у безбожников. Но в перепрограммированного андроида-некроманта его создатель заложил программу выносить и родить ребенка, которому суждено возобновить род человеческий, так сказать, с «атеистического нуля». А потом и «зачал» самого ребенка, будучи лишь цифровой копией давно умершего человека.
Сериал пронизан мистицизмом, явным и подразумеваемым, – на помощь последнему выжившему ребенку, взращенному в неверии, постоянно являются умершие сестры. Голоса и видения преследуют и ведут героя, которого играет Трэвис Фиммел, к сакральному лидерству над все более редеющим отрядом митраистов. Фиммел настолько хорошо вжился в образ Рагнара Лодброка из «Викингов», что он легко узнаваем и в новом образе: в предыдущем сериале его герой обретает христианство, а здесь становится поклонником Сола. Можно прочесть и прозрачные аллюзии на библейские образы: Мама и Папа в «Воспитанных волками» – новые Адам и Ева, Кемпион – Иисус, а змеедетеныш Мамы – змей-искуситель, он же Антихрист.
Вот такие мрачные саги-пророчества предлагает нам индустрия дистанционных развлечений, пока мы прячемся от пандемии, «апокалипсиса», совершающегося наяву.
комментарии(0)