0
4502
Газета Кино Интернет-версия

17.12.2015 00:01:00

Гамлет московского уезда

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – театральный критик.

Тэги: кинопремьера, норвег, алена званцова, евгений миронов


кинопремьера, норвег, алена званцова, евгений миронов Туфелька Золушки? Кадр из фильма

Вслед за драмой – экранизацией романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым на экраны вышел фильм «Норвег». В режиссерской биографии Алены Званцовой плотный список телевизионных сериалов с редкими вкраплениями «полного метра», тогда как сценарии она писала и к «Точке» Юрия Мороза, и к «Оттепели» Валерия Тодоровского. А в ее предыдущей полнометражной драме «Небесный суд» также снялись сплошь звездные лица.

То, что Миронов сыграл заглавную роль российской комедии, уже звучит как оксюморон. А если прибавить, что комедия про гастарбайтеров, то и вовсе диву даешься. Однако лучшего ответа на давно назревший, но остающийся риторическим вопрос «отчего в нашем кино умер жанр «умной» комедии?», чем фильм «Норвег», найти будет сложно. А решение очень просто: чтобы снять разоблачающую смехом наболевшие раны российской действительности картину, нужен талант, помноженный на смелость. Смелость здесь иного рода, чем, скажем, в черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз», запущенной в прокат под новогодние праздники. Званцова снимает фильм, который скорее реабилитирует образ России, чем препарирует его во всех бытовых и поэтических подробностях. В ее фильме с мягким юмором выведены, кажется, узнаваемые комедийные типажи российского социального ландшафта – сентиментальный мент, гордящийся иконой Богоматери в супружеской спальне, еврейская маман советской закалки (в исполнении невероятной Розы Хайруллиной ее эпизодическое появление в кадре каждый раз становится кульминацией всей сложносочиненной комедии) и др.

И наша страна вдруг оказывается не только страной диких самоубийственных «чудачеств», которые не выветриваются из русского человека уральской зимней пургой и не выжигаются китайским фейерверком на голове (как в фильме Сигарева). А вновь предстает загадочным краем русской души, где на деле, а не на словах знают, что такое справедливость и благородство. И можно без пафоса.

Евгений Миронов играет этакого интеллигента, русского Гамлета (кстати, в театре он его уже сыграл – у Робера Лепажа), который после блестящего образования физика так и не нашел свое место по жизни, работает вместе с бывшей женой (Ксения Раппопорт) в маленькой турфирме, ждет из Норвегии приезда невесты – ярой либералки, отстаивающей права меньшинств (ее, как концентрированный символ передовой Европы, играет Северия Янушаускайте). Персонажа Миронова отличает литературный ореол – имя Евгений – это привет и Пушкину, и Тургеневу с их «лишними людьми», которые, как известно, никуда не делись. А фамилию Кириллов (в «Бесах» Достоевского – апологет теории самоубийства, как единственного разрешения жизни для мыслящего человека) герой оправдает, с революционным запалом отказавшись подчиниться нравственным нормам, которые негласно установились в «просвещенном» мире XXI века. Главная сюжетная закавычка ставит героя между Европой и Азией: его незадачливый друг (Андрей Мерзликин) сбрасывает ему свой бизнес – руководство клининговым агентством, где рабочая сила – азиатские мигрантки-нелегалки. А приехавшая в его тихую бездоблестную московскую жизнь-прозябание норвежка заставляет сделать выбор. Выбор между европейской рациональностью и восточным хаосом. Между закрытой дверью холодной Европы, где его перспективы – «распахнуть русскую блинную» в норвежском пригороде, и горячим Востоком, который втягивает в криминальные погони с разбитыми в ночном клубе унитазами, кровью и тюремным следователем (его демагогическое занудство в пятиминутном эпизоде потрясающе смешно играет Игорь Гордин). Персонаж Миронова ставит себе донкихотовскую цель – освободить от «крепостного» рабства киргизок, отданных в подчинение. И начинает бороться с ветряными мельницами – преступным миром, нравы которого родом из российских 90-х. Эмиграция отменяется – герой вдруг находит свою миссию в этой стране, откуда еще недавно хотел бежать навсегда.

«Норвег» – фильм, заведомо снятый на максимально широкую, далеко не арт-хаусную аудиторию. И в зале чувствуешь, слышишь: аудитория откликается. Оттого и в хеппи-энд, который с маленькой поправкой на драму случится в конце, хочется верить. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1768
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
854
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4308
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3357

Другие новости