0
8253
Газета Кино Печатная версия

26.04.2022 18:22:00

Луи Гаррель видит мираж нового мира. В прокате – экомелодрама про поколение Греты Тунберг

Тэги: кино, этот новый мир, луи гаррель, экомелодрама, театральная критика


кино, этот новый мир, луи гаррель, экомелодрама, театральная критика «Этот новый мир» – поколенческий манифест. Кадр из фильма

Луи Гаррель в фильме «Этот новый мир» – не только исполнитель одной из ролей, но и режиссер и соавтор (вместе с уже покойным Жан-Клодом Каррьером) сценария. Экранную спутницу его персонажа сыграла, уже не в первый раз, спутница реальная, Летиция Каста – вместе с третьим главным героем «Этого нового мира», молодым актером Жозефом Энжелем они появлялись в предыдущей актерско-режиссерской работе Луи Гарреля «Честный человек». Одним словом, история уже почти семейная, что как нельзя лучше соответствует одной из основных тем картины про маму, папу, их сына и спасение планеты.

Однажды вернувшись домой и ожидая застать в квартире только любимую супругу Марианну (Каста), Абель (Гаррель) натыкается на сына-подростка Жозефа (Энжель) – вместо того чтобы гулять на улице, он мается на диване. Оказывается – продал самокат. И не только его: в руки неизвестных интернет-покупателей отправились винтажный гардероб мамы, коллекционные часы папы, дедушкины картины и старинные книги, а также пара десятков пыльных бутылок из подвала (какие-то «коньяки» и «портвейны»). Мальчика искренне удивляют охи и вздохи родителей, в панике перебирающих добро в своей огромной парижской квартире, – он продал все перечисленное несколько месяцев назад, но никто и не заметил пропажи.

Абель и Марианна, впрочем, – как принято говорить, поддерживающие взрослые, а потому, оправившись от шока, садятся с Жозефом за стол, выдают ему сэндвич и спокойно просят все объяснить. И оказывается, что деньги с продажи имущества пошли в фонд проекта, который задумали школьник и его сверстники, – ни много ни мало закачать воду из существующих морей и океанов в пустыню Сахара и превратить ее в зеленый оазис с реками, озерами, лесами и животными. Это позволит остановить неминуемую экологическую катастрофу, о которой твердит с трибун ровесница Грета Тунберг. У ребят уже есть проект – по ночам они конструируют макет в чаще Булонского леса, есть инвестиции от МВФ, разрешение от французского МИДа, договоренности с бизнесменами и политиками по всеми миру. Со дня на день они должны отправиться своей детской делегацией в Африку. Одна загвоздка – юным активистам все еще нужен взрослый сопровождающий.

При всей притчевости и фантазийности истории «Этот новый мир» – весьма прямолинейное высказывание. Прежде всего – поколенческий манифест, упакованный в лирическую обертку, но каждой второй строкой говорящий наивным языком актуальной повестки. Столкновение прошлого и будущего в новое время – не старики-консерваторы и студенты-революционеры, а молодые родители и их дети-школьники. Чем острее проблема, тем стремительнее снижается возраст протеста, и это уже примета времени, относящаяся не только к проблемам экологии. Нам здесь жить, мы скоро умрем, но еще страшнее – мы скоро станем такими, как вы. Заявляя это родителям, Жозеф напоминает им, как быстро они сами растеряли в постоянной гонке за материальными благами и в уютном вакууме сытой буржуазной жизни идеалы собственной юности. И насколько радикальнее планы юности нынешней – разговоры об африканских озерах быстро переходят к проекту этакого спасительного геноцида, столь логичного, что оторопь берет. Не нужны на этой планете ни старики, ни дети, а эти самые молодые взрослые – еще способные рожать, но уже не желающие что-то менять.

Острее всего конфликт звучит именно в тот момент, когда становится понятно, что без совершеннолетнего сопровождающего группу детей-активистов не пустят даже в самолет. Мир все еще принадлежит не тем, кто готов его менять к лучшему, а тем, кто по паспорту имеет легальное на это право. Несмотря на то что школьники живут куда свободнее, раскрепощеннее, но при этом куда более осознанно. Есть и другая сторона этой возрастной медали – годы берут свое. Детей, так увлеченных экологическими катастрофами, в то же время неминуемо захватывают вполне естественные и свойственные их периоду жизни дела – первые влюбленности, первые разочарования, неловкие ухаживания и ревность.

Но дело сделано – взрослые, не все, но хотя бы эти двое в исполнении Гарреля и Касты задумываются, ругаются, пугаются, когда на Париж опускается облако смога. Она бежит за масками, он – за разноцветными пакетами для раздельного сбора мусора и энергосберегающими батарейками. Так вышло, что мир все еще принадлежит им, а потому они должны лететь в Африку, дав возможность детям пока что заниматься своими детскими делами. Чтобы не попасть в расстрельный список бесполезных взрослых детородного возраста, способных разве что плодить новых людей, которым нечем будет дышать, они должны подумать о настоящем и о будущем – даже если пока это всего лишь мираж в пустыне. 


Читайте также


В телецентре "Останкино" проходит мультимедийная выставка "Анатолий Лысенко: более полувека на ТВ"

В телецентре "Останкино" проходит мультимедийная выставка "Анатолий Лысенко: более полувека на ТВ"

Вера Цветкова

Любили, любим и будем любить

0
2029
"Комедию на конец времени" Курентзис перед Зальцбургом исполнил в Перми

"Комедию на конец времени" Курентзис перед Зальцбургом исполнил в Перми

Марина Гайкович

Перед Твоим престолом предстаю

0
1779
В "Главной роли" – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас

В "Главной роли" – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас

Наталия Григорьева

Известные актеры смеются над кино

0
2435
Катехизис разврата. На сцене "Мастерской Петра Фоменко" едят и стреляются

Катехизис разврата. На сцене "Мастерской Петра Фоменко" едят и стреляются

Вероника Словохотова

0
2380

Другие новости