0
12017
Газета Кино Печатная версия

28.01.2024 19:06:00

Лена Тронина бежит от "Панических атак"

Героиня нового фильма Ивана И. Твердовского пересекает границу в лыжных ботинках и чужой шубе

Тэги: кинопремьера, панические атаки, твердовский, кинокритика


кинопремьера, панические атаки, твердовский, кинокритика Девушка достигнет желаемого – но какою ценой? Кадр из фильма

В российский прокат выходят «Панические атаки» – драма-фантасмагория Ивана И. Твердовского, которая завоевала главный приз на фестивале «Зимний» в конце 2023 года. Помимо этого, приз за лучшую мужскую роль смотра достался сыгравшему в картине актеру Сергею Двойникову. Впрочем, главная партия все же не у него, а у героини Лены Трониной, которая живет за полярным кругом и задыхается как в прямом смысле – от плохой экологии, так и в переносном – от тотальной несвободы.

Ее героиня Вика родилась и выросла в городке Никель в Мурманской области. Место с говорящим названием, построенное вокруг металлургического завода, – грязный воздух, тесные хрущевки, обклеенные психоделическими обоями, лютый холод и вечные сумерки. Из развлечений – будка с караоке, где Вика голосит с подружками, романтические встречи в машине, накрытой космического вида серебристым утеплителем. Еще, правда, есть бабка-гадалка (Марина Клещева), к ней Вика отправляется перед задуманным побегом в соседнюю Норвегию, чтобы, возможно, избавиться от замучивших ее панических атак, возникающих в замкнутых помещениях. Как назло девушка постоянно оказывается в западне, даже колдунья запирает ее в ванной во время обряда. Дома – мать (Светлана Камынина) подпирает дверь комнаты табуреткой и делает телевизор погромче, чтобы не слышать криков. Ее старшая дочь (Дарья Савельева) уже пересекла границу, и младшей она не может позволить сделать то же самое. Побившись в истерике, Вика – а что остается – выходит в окно, под которым бездонная, невысыхающая лужа, и бежит. На помощь приходят подруга, у которой удается переодеться в лыжные ботинки и дорогую шубу, и Никита (Двойников), бывший парень той самой Викиной сестры, теперь проявляющий симпатию к ней самой за ее «дикие глаза».

До боли суровый реализм, как всегда у Твердовского, граничит с некоторой мистикой. В данном случае едва заметной, плотно вплетенной в рутину и «бытовуху». Все эти караоке-будки, чехлы на машины, бабка-гадалка не вписываются и будто слегка искажают пространство, а потому уже не так странно выглядит падение Вики в лужу – будто нырок в глубокое озеро, или же вполне будничная остановка у заброшенной, опутанной мифами и легендами скважины Кольская сверхглубокая – портала в ад, где сам дьявол исполняет желания в обмен на матерный крик. Желание простое, хочется жить хорошо, не взаперти, дышать полной грудью и свежим воздухом, не бояться и не паниковать. Но коль загадано оно не высшим, а низшим силам, то и в их власти перевернуть все вверх дном.

Неожиданный кровавый твист ближе к финалу способен ошарашить, но только на первый взгляд. Дальше все обрастает диковатой, но все же логикой, вполне уместной для пространства «Панических атак». Действия главной героини находятся на тонкой грани между безумием и освобождением, потому и трактовать концовку каждый может в силу своей фантазии и убеждений. Кому-то она покажется логичным продолжением полусказочного роуд-муви, в которое пускаются Вика и Никита и которое приводит их сперва к вратам ада, а потом и в саму преисподнюю, замаскированную под благостный предрождественский норвежский городок, жителей которого по другую сторону границы именуют «норгами». И это слово, на самом деле разговорное и, наверное, даже пренебрежительное, будто из каких-то древних северных преданий. Для других, с настроенной на социальное оптикой, станет очевидным пронизывающее картину противопоставление жизней по соседству.

То ли жизнь, то ли посмертные видения – каждому свое, как и героям фильма, в итоге выбравшим разные дорожки. Впрочем, одинаково иллюзорные. Вика наконец освободится от панических атак, оказавшись в настоящем, не метафорическом, заключении, и будет улыбаться белым стенам без узоров, музыке в больших наушниках, такому же, как дома, морозному, но свежему воздуху, и неважно, что за колючей проволокой. Остальных затянет назад, в усыпляющий бдительность мирок и морок, где все знакомо – и будка с караоке на месте, и обои все такие же пестрые, все так же холодно и темно. Из телевизора обещают, что скоро все вокруг похорошеет, так что Никита с трудом отрывается от дивана, не дослушав этих новостей из альтернативной вселенной. И кто знает – может быть, лучше там, где мы есть.


Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
6501
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
7167
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
7140
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
8859

Другие новости