0
7206
Газета Кино Интернет-версия

13.09.2024 08:58:00

Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.


Кадр из фильма «И дети их после них»

C 28 августа по 7 сентября на Лидо прошел очередной Венецианский кинофестиваль. Его жюри возглавила Изабель Юппер. Актриса театра и кино, чья работоспособность, согласно сериалу «Звоните моему агенту!», ставит под сомнение человечность ее природы, стала символом фестиваля. А вместе с ней и французское кино. Иногда с переменным успехом, но именно французские режиссеры умудрились затронуть и развить большинство волнующих современное общество сюжетов.

Представленный в рамках основной конкурсной программы, фильм Зорана и Людовика Бухерма «И дети их после них», основанный на одноименном романе Николя Матьё, описывает истории любви двух поколений, отцов и детей. Во французской провинции подросток Антони (Поль Киршер, награжденный за роль призом Марчелло Мастроянни начинающему актеру) встречает и влюбляется в Стеф (Анджелина Ворет). Его родители, которых играют Жиль Лелуш и Людивин Санье, в отличии от подростков, наоборот все сильнее отдаляются друг от друга. Истории, развивающиеся параллельно друг другу, движутся в двух прямо противоположных направлениях.  Тургеневский по содержанию, фильм одновременно напоминает и «Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона, и французскую новую волну.

Взаимоотношения детей и взрослых, уже под иным углом, показаны в фильме «Привязанность» Карин Тардьё, представленном в категории «Горизонты». Движущей силой развития сюжета становится мальчик, мать которого умерла при родах. Перед отъездом в госпиталь родители оставили его в квартире у соседки. Роль соседки-книготорговца и феминистки Сандры, мало заинтересованной в детях, играет Валерия Бруни Тедески. В отличии от схожего с ним по сюжету фильма «Мой мальчик» 2002 года режиссеров Криса и Пола Вайцев, где главная роль мужская и отведена Хью Гранту, это не фильм о становлении или перевоплощении главной героини из Золушки в принцессу. Их обоюдная с ребенком привязанность только подчеркивает осознанность позиции Сандры, не желающей иметь детей и предпочитающей жить в одиночестве, что не мешает ей при этом оставаться человеком.  

В фильме режиссеров Дельфин и Мюриэль Кулен «Тихий сын» в центр повествования ставится семейный и ценностный конфликт. Персонаж Венсана Линдона, отмеченного за эту роль Кубком Вольпи, вдовец Пьер растит двух братьев-подростков. Младший, Луи (Стефан Крепон) усердно учится и готовится к поступлению в университет, тогда как старший брат, Фус (Бенжамен Вуазен) все меньше играет в футбол, и все больше времени проводит в компании друзей-неонацистов. Ценности Фуса противоречат всем возможным ценностям семьи, но его отец не оставляет попыток вернуть сына на путь истинный. В «Тихом сыне», чье название в оригинале звучит как «Играть с огнем», одним из главных оказывается библейский вопрос предела родительской любви, принятия и прощения, который, согласно режиссерам, также применим к расщепленному  социальными и политическими конфликтами обществу Франции. Рассказанная история перекликается с «Что-то не так с Кевином» режиссера Линн Рэмси, где, наоборот, была рассказана история матери (Тильда Суинтон) и ее отношений с сыном психопатом.

Вопросы диктатуры и неонацизма в этом году занимали многих режиссеров. Наряду с «Орденом» Джастина Курзеля, был представлен созданный Джо Райтом сериал «М. Сын века», подробно описывающий приход Бенито Муссолини (Лука Маринелли) к власти, и беззастенчиво подчеркивающий сходство прошлого с сегодняшним днем.   

История и диалог прошлого и настоящего стали одной из главных тем в Венеции. Показав первую часть саги «Горизонты» в рамках Каннского кинофестиваля, Кевин Костнер привез в Венецию сразу и первую, и вторую (из четырёх задуманных) части своего масштабного проекта. Задуманная им история освоения американского Запада по размаху сравнима с «Войной и миром» Толстого или с «Крестным отцом» Копполы. Костнер стремится увековечить историю своей страны, а заодно и вписать в нее себя. Возможно, именно из-за последнего, фильм оказывается суетливым, а не монументальным, недостаточно человечным, но и недостаточно величественным.

После фильма «Шикун», основанном на пьесе «Носороги» Эжена Ионеско, режиссер Амос Гитай, в поисках объяснения политической ситуации в Израиле, решил обратиться к историческим источникам, а точнее, к переписке Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, почти сто лет назад вопрошавших - «Почему война?». Увы, фильм Гитая получился философским и чересчур высокопарным рассуждением, назойливым, а не просвещающим.

«О собаках и людях» соотечественника Гитая, режиссера Дани Розенберга смог найти общий язык со зрителем. Снятый вскоре после атаки 7 Октября в кибуце Нир-Оз, фильм смешивает воображение и реальность. 16-летняя Дар (Ори Авиноам - единственная профессиональная актриса) пробирается обратно в кибуц в поисках своей собаки. Несмотря на кажущуюся маловажность, этот поиск становится для девочки единственной возможностью примириться с реальностью, продолжить существование в мире, утратившем всякий смысл. Все герои (непрофессиональные актеры играют самих себя, диалоги сымпровизированы) встречают Дар с пониманием, готовы помочь ей. Важность ее миссии для них в объяснении не нуждается.

Клод Лелуш, награжденный премией Cartier Glory to the Filmmaker, снял музыкальную комедийную драму «Finalement» с Кадом Мерадом в роли адвоката Лино. В связи с проблемами со здоровьем, он теряет способность врать, оставляет свой дом и семью и отправляется в путешествие по дорогам Франции. Если, согласно официальной версии, послание фильма должно звучать как – «Все, что ни делается, все к лучшему», то, в действительности, фильм больше похож на отказ от попытки найти обоснование происходящему в современном мире. Лино, как и персонаж Дар, отправляется в путь в поисках смысла жизни, но, в отличии от девочки, оставляет позади семью. Он отказывается от наложенных на него обязательств, и сделанный им выбор в пользу себя сближает его с персонажем Сандры из «Привязанности» Карин Тардьё.

Охватив сюжеты от неонацизма до семейных конфликтов, фильмы французских режиссеров стали в контексте Венецианского кинофестиваля своеобразной константой, непрестанно и точнее всех фиксируя происходящее в современном мире, стремясь найти в нем место для своих героев, а заодно и для зрителя.

Венеция  


Читайте также


Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

НГ-Культура

0
585
КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
2076
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
2092
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1937

Другие новости