0
2637
Газета СНГ Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

СНГ для маргиналов

Тэги: снг, приднестровье, абхазия


снг, приднестровье, абхазия Главы внешнеполитических ведомств непризнанных государств регулярно проводят переговоры и консультации, пытаясь согласовать свою политику на международной арене.

ДОЛЖНО было пройти около 10 лет, прежде чем лидеры непризнанных государств, появившихся на постсоветском пространстве, поняли двойственную природу окружающей их действительности: Россия могла морально их поддерживать до тех пор, пока сама не оказалась перед угрозой распада. Когда стало очевидным, что на поддержку официального российского руководства рассчитывать не приходится, в столицах непризнанных республик начали изыскивать новые формы сотрудничества, пытаясь хоть как-то преодолеть издержки изоляции.

Полем для интеграции стало модным провозглашать российско-белорусский союз. Вообще-то идея присоединения к "двойке" обычно вдохновляла тех, кто ратовал за возрождение Советского Союза и считал новую форму объединения, придуманную политиками Москвы и Минска, первым шагом на пути возвращения в "семью братских народов". В свое время коммунисты Армении выступали с инициативой вступления республики в российско-белорусский союз. За ними лидер компартии Киргизии Абсамат Масалиев и руководитель общественного движения "За союз и братство народов" Клара Ажыбекова писали президенту Аскару Акаеву письма с просьбой задуматься о преимуществах союзного жития. Но больше всех очков отыграл на этой идее лидер молдавской компартии Владимир Воронин, который добился избрания на президентский пост, в частности обещаниями вступить в Союз РФ и Белоруссии. Правда, после воцарения эта идея перестала быть для Воронина актуальной.

Да это и понятно. Имея в виду, что у россиян и с белорусами-то не все ладится, никто из лидеров недавно обретших независимость государств не согласится поступиться хоть частью суверенитета. Здесь уместно вспомнить, что в советские времена выдвигалась идея присоединения к СССР Болгарии, да и теперь некоторые российские политики пытаются "спасти" Югославию, призывая ее вступить в российско-белорусский союз. Однако сегодня становится очевидным, что "постучаться в двери" этого не вполне состоявшегося объединения готовы лишь непризнанные постсоветские республики. Руководство Нагорного Карабаха намекало, что готово ввести республику в состав Союза на правах полноправного субъекта. Правда, эта идея не снискала большой популярности и в самом Степанакерте, учитывая географическую удаленность непризнанной республики от обоих славянских государств.

Интереснее было с Приднестровьем, у руководителей которого после прихода к власти в Молдавии Владимира Воронина затеплилась надежда на решение проблемы статуса ПМР. Однако напрасно. Лидеры Приднестровья получили "пощечину", когда Госдума, не менее приднестровцев воодушевленная идеями коммуниста, вставшего у руля молдавской власти, приняла обращение к президентам Молдавии, России, Белоруссии и Приднестровья. Российские депутаты призывали провести консультации по обсуждению условий присоединения Тирасполя и Кишинева к Союзу России и Белоруссии. Принятие этого документа власти Молдавии назвали "унизительной и оскорбительной" акцией, ведь ее инициаторы решили поставить Тирасполь на одну доску с Кишиневом.

Однако в Тирасполе дали понять, что и к его мнению надо прислушиваться. Буквально в день неформального сочинского саммита СНГ вице-президент ПМР Александр Караман, находясь в Минске, однозначно высказался за присоединение своей республики к Союзному государству Белоруссии и России. Он посетовал, что на протяжении уже двух лет "висит" вопрос о включении приднестровских депутатов в состав Парламентского собрания Союза. "Завесившие" вопрос ссылаются на то, что Приднестровье не является субъектом международного права, тем не менее в Тирасполе надеются на получение статуса наблюдателя при Парламентском собрании. Минск был выбран для подобных высказываний не случайно. Как, со ссылкой на Карамана, сообщает Интерфакс: "Белоруссия и Приднестровье испытывают сегодня жесточайшее давление со стороны Запада, в частности всевозможных миссий ОБСЕ. Это связано с тем, что оба государства являются рубежами славянской земли и отстаивают славянское единство". По мнению приднестровского вице-президента, Кишинев и Тирасполь "смогут решить существующую в своих отношениях проблему только в том случае, если Молдавия будет двигаться, как и Приднестровье, в направлении славянского единения".

С Абхазией все по-другому: "в направлении славянского единения", естественно, не собираются двигаться ни Сухуми, ни Тбилиси, но до последнего времени у абхазского руководства были основания надеяться на поддержку Москвы. В 1995 году Верховный Совет Абхазии обращался к России с просьбой принять непризнанную республику в Федерацию. С началом первой чеченской кампании стало ясно, что столь радикального шага от российского руководства вряд ли можно ожидать. Тогда Сухуми выступил с инициативой о вступлении Абхазии в Межпарламентскую ассамблею СНГ и в Союз России и Белоруссии. В беседе с корреспондентом "НГ" абхазский президент Владислав Ардзинба говорил: "Мы поддерживаем интеграционные процессы, инициатором которых выступает Россия, поскольку это один из реальных механизмов стабилизации политической и экономической ситуации на постсоветском пространстве. Именно поэтому в прошлом году Народное собрание обратилось с предложением принять Абхазию в Парламентский совет Союза России и Белоруссии в качестве наблюдателя. Мы также считаем, что вступление Абхазии в этот Союз на правах ассоциированного члена соответствует нашим национальным интересам, ведь мы стремимся к сохранению общего политического и экономического пространства с Россией. Но решение этого вопроса зависит от России и Белоруссии". В Тбилиси к такого рода инициативам Сухуми тогда относились спокойно, понимая, что перед лицом чеченской проблемы Москва не пойдет на столь серьезный и чреватый осложнениями шаг. Спустя некоторое время официальное грузинское руководство насторожилось. Руководитель департамента разведки Грузии Автандил Иоселиани заверяет, что в настоящее время "политическое управление и криминогенная обстановка" в Абхазии не контролируются властями, что ведет к обострению клановой борьбы между пророссийскими и протурецкими группировками. По данным Иоселиани, "ситуацией умело пользуются в России, официальные представители которой - пока на уровне региональных руководителей - заверяют абхазских сепаратистов в том, что очень скоро Абхазия может стать независимым государством и войти в Союз России и Белоруссии. Для реализации этой цели предпринимаются активные шаги по приватизации российским капиталом важнейших объектов в Абхазии, а также предоставляется возможность абхазам беспрепятственно получать российское гражданство".

Не мог не встревожить руководителей Грузии, Молдавии и Азербайджана принятый Госдумой Закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ". В законопроекте предлагалось конкретно обозначить, что если территориальное образование примет решение о вступлении в состав России целиком, то ему надо присвоить статус республики, а если частично - статус края или области. При этом, правда, российские депутаты решили не отходить от принципа территориальной целостности и оговорились, что присоединение одной из частей какого-то государства к России должно происходить с согласия "усекаемого" государства. Инициатива Госдумы снискала полярные оценки. Одни говорили, что закон соответствует веяниям времени и направлен на углубление интеграции, преимущества которой признаны во всем мире, а в качестве примера приводили именно российско-белорусский союз. Другие, вспоминая о ситуации в Крыму, на юго-востоке Украины и на севере Казахстана, уверяли, что попытка претворения в жизнь этого закона еще больше осложнит отношения Москвы не только с Кишиневом, Тбилиси и Баку, но также с Астаной и Киевом.

Убоявшись активизации сепаратистских тенденций, лидеры Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, входящих вместе с Узбекистаном в объединение ГУУАМ, на своем саммите, проходившем 6-7 июля в Ялте, особое внимание уделили теме безопасности, тесно связанной для них с проблемой сепаратизма. Ответные меры попытались выработать в Степанакерте министры иностранных дел НКР, Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии - республик, называющих себя "СНГ-2" (союз непризнанных государств). Они обратились в международные организации за "консультациями и разъяснениями", будучи обеспокоенными тем, что вопреки заявлениям о чисто экономической сути проекта ГУУАМ его члены хотят объединить усилия в борьбе с сепаратизмом. Логику "СНГ-2" разъяснил глава внешнеполитического ведомства ПМР Валерий Лицкай, припомнивший 1991 год, когда ни одна из республик бывшего СССР не соблюла существовавших законов о выходе из состава Советского Союза. "Новые независимые государства после развала СССР тоже были сепаратистскими, но их очень быстро признали, а нас не признают", - посетовал Лицкай.

Похоже, время парада суверенитетов, так популярного десять лет назад, еще не прошло. "Статус-кво", конечно же, мало устраивает как признанные мировым сообществом государства, так и "непокорные провинции", однако способ мирного сосуществования республик, краев и областей бывшего СССР пока не найден. Отчасти поэтому большинство глав государств на постсоветском пространстве так увлеченно вступает в разнообразные союзы, которые при всей громкости их названий пока не могут предъявить конкретных результатов своей деятельности. Здесь форма важнее содержания, и в этом смысле российско-белорусский союз пока мало чем отличается от других региональных объединений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
488
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
795
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1189
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
863

Другие новости