0
4895
Газета СНГ Печатная версия

18.07.2019 20:50:00

Душанбе выходит в Персидский залив

Иран может стать самым выгодным транзитным коридором для Таджикистана

Тэги: таджикистан, транзитный коридор, иран, порт, чабахар


таджикистан, транзитный коридор, иран, порт, чабахар Иранский порт Чабахар готов принять таджикские грузы. Фото с сайта www.tasnimnews.com

Тегеран и Душанбе обсуждают возможность использования Таджикистаном иранского порта Чабахар. Об этом сообщил журналистам заместитель министра транспорта Республики Таджикистан (РТ) Шерали Ганджалзода. Он отметил, что Иран может стать самым безопасным и выгодным маршрутом для транспортировки таджикских товаров. Для Душанбе это возможность обойти соседний Туркменистан, который перекрыл границу для грузов из Таджикистана.

«Если правительство Таджикистана примет решение об аренде участка на территории морского порта Чабахар, то это выгодно республике в плане транспортировки таджикских грузов. Однако там необходимо возвести инфраструктуру, в том числе складские помещения», – цитирует Шерали Ганджалзода таджикское информационное агентство «Авеста».

Этот вопрос обсуждался на переговорах глав государств Таджикистана Эмомали Рахмона и Ирана Хасана Рухани в Душанбе в июне 2019 года. Эксперты расценили встречу президентов как начало оттепели в ирано-таджикских отношениях после 2015 года. Тогда Душанбе обвинил Тегеран в финансировании Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), якобы причастной к попытке государственного переворота и, более того, в подготовке будущих беспорядков во время предстоящих президентских выборов в 2020 году. Тегеран и Душанбе в последнее время предприняли ряд шагов к налаживанию отношений. Так, весной 2019 года страны обменялись новыми послами. Иран с рабочим визитом посетил глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин. Именно он обратился к Хасану Рухани с просьбой об использовании порта Чабахар.

Ожидается, что в перспективе порт будет соединен с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар–Захедан и восточной железнодорожной веткой коридора Север–Юг–Казахстан–Туркменистан–Иран. Таджикистан, в свою очередь, заинтересован стать участником этого коридора Север–Юг. Его различные ответвления могут подсоединить и Афганистан и страны Центральной Азии к этому транспортному коридору, который может идти из Юго-Восточной Азии через Индию и далее до Санкт-Петербурга и в страны Европы.

Обратиться к Тегерану Душанбе вынудили проблемы с соседним Ашхабадом. Туркменистан закрыл свою границу для транзита таджикским грузоперевозчикам. По сообщению «Азии плюс», таджикские власти решили проблему грузоперевозок альтернативными, более протяженными маршрутами. Об этом в среду на пресс-конференции в Душанбе сообщил первый замминистра транспорта Таджикистана Сухроб Мирзозода. Он подчеркнул, что в настоящее время для перевозки таджикских грузов до границы Ирана используются два маршрута – более протяженные, чем дорога через территорию Туркменистана (1400 км). Первый путь лежит через Узбекистан до казахского порта Актау, далее – через Каспийское море до Баку и в глубь региона через территорию Азербайджана (3650 км). Второй – через Узбекистан, Казахстан, Россию до Грузии и Ирана (4850 км). Отмечается, что пропорционально увеличивается и расход топлива, а также количество пересекаемых таможенных пунктов.

Строительство инфраструктуры таджикского участка в порту Чабахар обойдется Душанбе, по самым скромным оценкам экспертов, от 2 до 15 млрд долл. в зависимости от того, какой участок получит Таджикистан. Вопрос, кто заплатит за Душанбе, остается открытым. «У Ирана денег нет. Таджикистану выгоднее было бы перенаправить свои грузы в пакистанский порт Гвадар, который находится всего в 192 км от Чабахара. Другой не менее важный вопрос, какие грузы через порт Чабахар намеревается перевозить Таджикистан. Дело в том, что Таджикистан в три раза больше импортирует, нежели экспортирует товаров. Весь рынок редкоземельных и драгоценных металлов в руках у Китая. В структуре таджикского экспорта преобладают минеральные ресурсы, алюминий, продукция сельского хозяйства», – сказал «НГ» заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.

По мнению эксперта, речь скорее всего идет о новом этапе торга, в котором Душанбе «выставил на продажу» позицию по вступлению Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС): таджикские власти готовы отказаться от своего противодействия этому вступлению, естественно, в обмен на самое главное для себя – материальную помощь и инвестиции. А с учетом того, что членство в ШОС для Ирана сейчас крайне важно и принципиально, Тегеран готов платить. Остается договориться о размерах этой платы в желательном и возможном для сторон объеме. Эксперт считает, что список того, что таджикские власти хотели бы получить, достаточно обширен и весьма проблематичен для Тегерана. Не вызывает сомнений, что Иран будет стараться его сократить. Так что впереди нас ожидают драматические перипетии экономического и политического торга сторон, которые в этом деле настоящие профессионалы. И чем закончится этот процесс, пока неясно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Воздушные ворота Берлина открываются с девятилетней задержкой

Воздушные ворота Берлина открываются с девятилетней задержкой

Олег Никифоров

Третий по величине  аэропорт Германии вступает в строй в крайне неудачное время

0
135
От Сталина до Ахмадулиной

От Сталина до Ахмадулиной

Андрей Мартынов

Ожившие полотна художника-эмигранта

0
130
Юным футболистам оплатят сборы и мячи

Юным футболистам оплатят сборы и мячи

Андрей Гусейнов

В Москве созданы лучшие условия для спортивных тренировок и соревнований

0
856
"Россети" не торопятся выпускать "вечные" бонды

"Россети" не торопятся выпускать "вечные" бонды

Ярослав Вилков

Бессрочные облигации могли бы использоваться для финансирования проектов в электроэнергетике

0
734

Другие новости

Загрузка...