0
8375
Газета СНГ Печатная версия

19.02.2025 19:48:00

Коридор "Север–Юг" свяжет Каспийское море с Персидским заливом

Россия и Иран договорились о строительстве зависшего участка Решт-Астара

Тэги: каспийская пятерка, экономический форум, транспортные артерии региона, мтк север юг, безопасность

Онлайн версия

каспийская пятерка, экономический форум, транспортные артерии региона, мтк север юг, безопасность Участники «каспийской пятерки» собрались в Тегеране на III Каспийский экономический форум. Фото с сайта www.economy.gov.ru

Представители стран «каспийской пятерки» (Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран, Туркменистан), а также премьер-министр Таджикистана в качестве почетного гостя, обсудили на III Каспийском экономическом форуме в Тегеране перспективы развития ключевых транспортных артерий региона, включая Транскаспийский международный транспортный коридор (ТМТК), коридор «Север–Юг» и маршрут «Каспийское море – Персидский залив». Важной темой повестки стала безопасность Каспийского моря. По итогам мероприятия стороны подписали совместное коммюнике, содержащее ключевые направления дальнейшей работы в рамках пятистороннего сотрудничества.

III Каспийский экономический форум, прошедший в Тегеране, стал площадкой для укрепления экономического, торгового и экологического сотрудничества прикаспийских государств. Центральное место в дискуссиях заняло развитие транспортных коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг». Премьер-министр Азербайджана Али Асадов заявил о дополнительных инвестициях Баку в расширение пропускной способности этих коридоров в связи с ростом грузопотока.

Глава российской делегации, вице-премьер РФ Алексей Оверчук отметил намерение Москвы нарастить транзитные мощности МТК «Север–Юг» и подчеркнул важность взаимных инвестиций и технологического сотрудничества. По прогнозам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по этому коридору могут достичь 25–32 млн долл. Оверчук назвал «Север–Юг» ярким примером успешной совместной работы.

Министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщил о работе «каспийской пятерки» над завершением коридора «Север–Юг». Участок Решт-Астара, соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, станет финальным звеном, открывающим новые возможности для торговли и экономического взаимодействия. Старовойт также объявил о заключении соглашения между Россией и Ираном, позволяющего начать изыскательские работы в ближайшее время, а подписание исполнительного контракта ожидается до начала марта 2025 года. Напомним, что Иран тормозил выделение земли под строительство железной дороги.

Министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Атабаки подтвердил готовность Тегерана развивать инфраструктуру коридора «Каспийское море – Персидский залив», предоставляя ресурсы для создания логистических центров и эффективного использования своих южных портов, что обеспечит прикаспийским странам выход на мировые морские пути.

Премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода, принявший участие в форуме в качестве почетного гостя, отметил важность развития ТМТК (или, как его еще называют, Срединного коридора), соединяющего Центральную Азию с Европой. Таджикистан выразил готовность экспортировать зеленую электроэнергию в страны Каспийского бассейна, учитывая, что 98% вырабатываемой в республике энергии производится из возобновляемых источников.

«МТК «Север–Юг» – это, безусловно, ключевой каспийский проект, объединяющий интересы не только пяти собственно каспийских стран, но и гораздо более широкое пространство. Можно обратить внимание на присутствие среди участников форума представителей Таджикистана. На этом фоне странно выглядит отсутствие делегации Узбекистана, проявлявшего в последнее время повышенный интерес к каспийской транспортной тематике», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

По мнению эксперта, нельзя исключать, что на последнее оказал воздействие и высокий уровень геополитической неопределенности, в условиях которой и сам проект, и участие в работе Каспийского форума в Тегеране могли бы вызвать мало позитивных эмоций в Вашингтоне и особенно в Брюсселе. «Впрочем, в иранской столице говорили и о широтных транскаспийских транспортных проектах, лоббируемых как раз западными странами, включая Турцию, и к которым в отличие от МТК «Север–Юг» благосклонно относятся в Пекине. По сути, широтные проекты являются с точки зрения интересов КНР всего лишь частью известного «Пояса и пути», хотя в обозримой перспективе и важны не столько с точки зрения глобальных транспортных цепочек, сколько в плоскости внутрирегиональной торговли как установление взаимосвязи между странами Центральной Азии и Южного Кавказа», – подчеркнул Князев.

Эксперт считает, что несмотря на глобальную значимость и значение МТК «Север–Юг» для как минимум двух каспийских стран – России и Ирана, его эффективность пока содержит в себе больше вопросов, нежели ответов. «Это неспособность иранской стороны обеспечить строительство недостающего железнодорожного участка на западной ветке МТК от границы с Азербайджаном, множество сложностей на морской ветке, а также абсолютно недостаточные пропускные способности железнодорожной сети Ирана, начиная от погранпереходов на границе с Туркменистаном и заканчивая подходами к терминалам портов в Персидском заливе. Впрочем, нельзя не отметить и то, что важным качеством проекта МТК «Север–Юг» является его способность включать в себя и возможности широтных транспортных коридоров, собирая воедино интересы широкого круга участников», – полагает Князев.

Форум в большей мере был призван заниматься вопросами, связанными с экономикой. Но экономика не существует в отрыве от состояния сферы безопасности. И здесь сохраняется большое количество проблем. Статья 3-я Каспийской конвенции декларирует «неприсутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». Как отметил Князев, «отсутствие согласованной и утвержденной всеми пятью странами детализации «неприсутствия» «посторонних» вооруженных сил, отсутствие зафиксированных конкретных критериев «присутствия» открывает окно возможностей для заинтересованных некаспийских акторов». «Наиболее уязвимыми в несоблюдении режима недопущения военного присутствия некаспийских стран остаются Азербайджан с его тесными военными отношениями в военной сфере с Турцией и Израилем и Казахстан, активно развивающий военное сотрудничество с Турцией, США, Великобританией и с НАТО в целом», – отметил эксперт.

«В то же время прецеденты украинских атак на гражданские объекты непосредственно в Каспийском регионе и на прилегающем Северном Кавказе, а также на связанную с интересами каспийских стран энергетическую инфраструктуру (как тут не вспомнить недавний удар по НПС «Кропоткинская» нефтепровода КТК (Каспийского трубопроводного консорциума. – «НГ»), надолго и существенно сокративший нефтяной экспорт Казахстана), требуют как минимум обновления коллективных представлений о состоянии безопасности в Каспийском регионе», – считает Князев.

Вопросы обмеления Каспийского моря стали предметом дискуссий участников форума. «Азербайджан серьезно обеспокоен экологией Каспийского моря и предлагает применять единый подход к решению таких проблем», – заявил на форуме премьер-министр Али Асадов. 


Читайте также


Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом

Серьезные российско-американские переговоры о стратегической безопасности являются обязательными для глобальной стабильности

0
1569
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
5190

Стратегическое сотрудничество РФ и КНР выгодно всему миру

Татьяна Астафьева

Сочетание российских ресурсов и китайских технологий становится базой для глобального технологического развития

0
1216
Новая политико-экономическая система мира формируется Россией и Китаем

Новая политико-экономическая система мира формируется Россией и Китаем

РФ и КНР демонстрируют: разумная кооперация позволяет бороться с установленным западными гегемонами порядком

1
3977

Другие новости