0
10304
Газета СНГ Печатная версия

08.04.2025 19:29:00

Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан поделятся водой с Казахстаном

В Центральной Азии договариваются совместно использовать реки

Тэги: центральная азия, экономика, водные ресурсы, вода, реки


центральная азия, экономика, водные ресурсы, вода, реки В Центральной Азии участились периоды засушливости, что наносит ущерб сельскому хозяйству. Фото Reuters

Казахстан договорился с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном о поставке 3,7 млрд куб. м воды по реке Сырдарья в поливной сезон 2025 года. Это соглашение – важный шаг на фоне растущего водного дефицита в Центральной Азии, который, по прогнозам ООН и Всемирного банка, может достичь 25–30% уже через четверть века. Изменение климата, рост населения и экономическая активность обостряют проблему, побуждая регион к активному поиску решений для предотвращения надвигающегося «обезвоживания».

Казахстан обеспечит себя водой в предстоящий поливной сезон благодаря межгосударственному сотрудничеству и эффективному управлению водными ресурсами. По каналу «Достык» («Дружба») республика получит 909 млн куб. м воды, а в Северное Аральское море будет направлено 975 млн куб. м.

Министр водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан (РК) Нуржан Нуржигитов подчеркнул важность водной дипломатии, отметив, что переговоры о поставках воды на летний период ведутся заблаговременно. Вода, поступающая по Сырдарье, аккумулируется в Шардаринском водохранилище для нужд аграриев южных областей. Успешный опыт прошлого года, когда благодаря эффективному распределению, водосберегающим технологиям и переговорам с соседями удалось удовлетворить потребности сельского хозяйства, планируется повторить и в этом году. В качестве примера успешного сотрудничества министр привел данные о поставке Узбекистаном 12,6 млрд куб. м воды в Казахстан с октября прошлого года по 1 апреля текущего.

Таким образом, водная дипломатия становится ключевым инструментом устойчивого развития и региональной стабильности в Центральной Азии. Однако для решения проблем эксперты круглого стола «Водная дипломатия в Центральной Азии в условиях водно-энергетического кризиса: проблемы и решения», организованного Центром экспертных инициатив (ЦЭИ) «Ой Ордо», прошедшего накануне в Бишкеке, высказались за необходимость создания наднационального органа для решения водных проблем в регионе.

Рекомендательный характер такого органа, по мнению некоторых, недостаточен, и решения комиссии должны быть обязательными для исполнения всеми странами региона, подобно ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) в ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу). Это необходимо для эффективного управления водными ресурсами в условиях изменения климата, участившихся засух и возрастающей конкуренции за воду, что уже приводит к конфликтам.

В частности, эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что после того как Киргизия и Таджикистан решили свои приграничные вопросы, настала очередь решать водные проблемы и приходить к единому знаменателю, так как страны Центральной Азии в мире рассматривают как единое целое.

По его словам, в связи с изменением климатических условий водные ресурсы постоянно сокращаются и решение вопросов их справедливого распределения и эффективного использования с каждым годом становится все более актуальным. «Все чаще возникают периоды засушливости, что ставит перед нашим регионом целый ряд новых вызовов, в том числе приводит к возникновению конфликтных ситуаций между странами. Из-за нехватки воды возникают проблемы, например, в сельском хозяйстве. Такие случаи фиксировались в последние годы», – отметил Курамаев. Он также напомнил, что много дискуссий возникает и относительно строительства канала Куш-Тепа в Афганистане, учитывая, что после его завершения афганская сторона сможет забирать до 30% воды реки Амударья. Это поставит страны низовья реки – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – в еще более сложные условия.

Научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Арсен Усенов считает, что усиленное таяние ледников наряду с нерациональным подходом к потреблению водных ресурсов будет лишь усугублять ситуацию: «Это приведет к тому, что уже к 2030 году дефицит воды в регионе составит 30%». Он подчеркнул, что долгие годы вода в Центральной Азии являлась источником конфликтов, доходило до вооруженных столкновений. Сегодня же картина в региональном разрезе выглядит оптимистичной. Поэтому необходимо решать спорные вопросы исключительно политико-дипломатическими средствами с учетом интересов всех сторон. В будущем именно ресурсы Киргизии и Таджикистана как стран с наибольшими водными запасами будут играть весомую роль в регионе.

Однако секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики (КР) Марат Иманкулов обратил внимание, что климатические изменения привели к таянию ледников в горах Киргизии. За последние 50–70 лет площадь оледенения в стране сократилась на 1262,3 кв. км, или на 16%. Это данные, по его словам, на 2016 год. Сейчас эта информация обновляется и, вероятнее всего, будет неутешительной. Уже сегодня требуется принятие экстренных мер для сохранения водного баланса региона. «Только в Кыргызстане ежегодный ущерб от климатических изменений оценивается в 30–50 млн долл. и может достичь 1 млрд долл. в будущем. Потери региона оцениваются в 2 млрд долл. Прогнозируемый рост потребности в воде для сельского хозяйства на 30% к 2030 году, усугубляемый изменением климата и аномальной жарой, может еще больше ухудшить ситуацию. Своевременное и эффективное решение водных проблем – залог стабильности и процветания Центральной Азии», – подчеркнул Иманкулов.

Секретарь Совбеза КР считает, что существующие механизмы управления водными ресурсами в Центральной Азии не соответствуют современным реалиям и требуют пересмотра. «Непредсказуемые политические и экономические факторы усугубляют дефицит ресурсов, обостряя конкуренцию и создавая риски для продовольственной безопасности», – отметил Иманкулов, добавив, что именно по этой причине еще с 20-х годов прошлого века в Советском Союзе на разных уровнях обсуждался проект «Поворот сибирских рек». Основная его идея заключалась в перенаправлении стоков Иртыша, Оби, Тобола и других рек в союзные республики, остро нуждавшиеся в пресной воде, – Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.

«Этими мерами также планировалось предотвратить экологическую катастрофу, связанную с высыханием Аральского моря. Кроме того, ожидалось, что проект улучшит условия для сельского хозяйства, создаст новые возможности для судоходства и рыболовства, положительно повлияет на экономику всей страны. Однако он так и не был реализован из-за дороговизны и сложности воплощения», – подчеркнул Иманкулов. По его мнению, в условиях обострения водного дефицита, возможно, было бы целесообразным пересмотреть актуальность данной идеи. Переброс излишков воды из одного региона в другой мог бы проходить через современные трубопроводные системы, что снизило бы экологические последствия и при этом создало бы новые рабочие места, считает Иманкулов.

Напомним, осушение Аральского моря из-за орошения не только привело к экологической катастрофе, но и вызвало подъем верхней мантии на глубине до 190 км. Потеря массы воды заставила породы мантии «заполнять пустоту», поднимая дно бывшего моря на 7 мм в год. Это самый глубокий зафиксированный случай антропогенного воздействия на твердые слои планеты. Ученые называют это наглядным примером масштабов нашего влияния на Землю.

Однако в данном случае речь идет о реках, протекающих по территории России, и решать вопрос переброски (или не переброски) российских вод в регион Центральной Азии – дело Москвы.

В этом контексте Иманкулов привел пример некогда созданного в Ливии масштабного проекта «Великая рукотворная река» – по использованию подземных вод нубийского водоносного слоя. Эта система обеспечивала водой всю Ливию и могла снабжать другие страны Африки, решая проблемы сельского хозяйства. Однако после разрушения инфраструктуры авиацией НАТО в 2011 году система пришла в упадок. «Опыт Ливии демонстрирует потенциал подземных вод, а также подчеркивает необходимость современных решений для их устойчивого использования и в Центральной Азии. Подземные источники всегда считались стратегическим ресурсом, но здесь также надо искать современные решения, которые позволят не истощать эти запасы», – отметил секретарь Совета безопасности.

Иманкулов также напомнил и о индо-пакистанском Договоре о водах Инда 1960 года как успешном примере разрешения водного конфликта. Несмотря на враждебные отношения и территориальные споры, Индия и Пакистан смогли договориться о распределении водных ресурсов реки Инд, что обеспечило функционирование сельского хозяйства и энергетики обеих стран. Договор сохраняет свою силу, пережив несколько войн и кризисов, демонстрируя эффективность такого подхода к решению водных проблем. 


Читайте также


В России случилось октябрьское экономическое чудо

В России случилось октябрьское экономическое чудо

Михаил Сергеев

Аномальный рост в одном осеннем месяце не уменьшил рисков наступления рецессии в 2026 году

0
3233
Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Михаил Сергеев

"Фактор Долиной" действует уже сейчас

0
1715
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
3387
Сокол подталкивает Коновалова к очередному вето

Сокол подталкивает Коновалова к очередному вето

Дарья Гармоненко

Верховный совет Хакасии и глава республики возобновили финансовый конфликт с политическим подтекстом

0
2683

Другие новости