Депутат Рады Ярослав Железняк прочит скорую отставку премьер-министру Денису Шмыгалю. Фото с сайта www.rada.gov.ua
После утверждения «своего» генпрокурора офис президента Украины продвинул подходящих людей и на должности трех его замов. Тем временем в Верховной раде (ВР) зарегистрировали законопроект, которым предполагается усилить парламентское влияние не только на процесс замены членов кабмина, но и руководителей той же Генпрокуратуры. Происходящее продемонстрировало обострение подспудной борьбы как между различными группами влияния из президентской администрации и парламента Украины, так и между стоящими за ними британскими и американскими спонсорами в преддверии новых выборов, отметили эксперты.
Рекомендованные накануне Советом прокуроров Украины на должности заместителей генпрокурора страны Максим Крыма, Мария Вдовиченко и Андрей Лещенко в тот же день были назначены новым генеральным прокурором и со среды приступили к работе, сообщили киевские СМИ. По их данным, упомянутые чиновники оказались близки к вице-премьер-министру Алексею Кулебе, которого считают человеком руководителя офиса президента (ОП) Андрея Ермака. В свою очередь, назначение нового генпрокурора Руслана Кравченко, как предположили журналисты, пролоббировал замглавы ОП Олег Татаров, курирующий силовой блок.
Утвержденный на прошлой неделе на пост генпрокурора 36-летний Руслан Кравченко ранее участвовал в заявленной Киевом антитеррористической операции (АТО), целью которой стало силовое подавление Донбасса, выступившего против прихода к власти националистического руководства Украины по результатам госпереворота 2014 года. В отношении отстраненного тогда от должности экс-президента Украины Виктора Януковича далее проводилось расследование группой прокуроров во главе с Кравченко. Он и подписал в 2017 году обвинение в адрес Януковича, увязанное с агрессивной политикой России и подразумевавшее наказание в виде 13 лет лишения свободы. А в 2023 году Кравченко возглавил Бучанскую окружную прокуратуру в Киевской области, где занимался расследованием убийства граждан в Буче в марте 2022 года. Упомянутые заслуги в итоге были учтены. Хотя в феврале того же 2023 года Кравченко участвовал в конкурсе на должность главы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), но не прошел проверку на добропорядочность. На таком фоне новый генпрокурор объявил накануне об отказе от прежней системы назначения руководителей органов прокуратуры и отмене положения о порядке отбора кандидатов в кадровый резерв. Подобный механизм, не допускавший продвижения лиц вне рамок резерва, Кравченко назвал «чрезмерно сложным», а в отдельных аспектах и «дискриминационным». А потому пообещал утвердить новые, более прозрачные и цивилизованные стандарты. «В нынешних условиях, когда ряд прокуратур остаются без руководства, у нас нет ни времени, ни пространства для процессов, не дающих результата... Мне нужны люди, которые способны действовать, а не тратить годы на согласование и рисование презентаций», – конкретизировал Кравченко.
Между тем, как отметили СМИ, утвержденным в октябре 2024 года положением о порядке отбора кандидатов для включения в кадровый резерв на замещение административных должностей в органах прокуратуры Украины, в частности, предполагалось проведение прозрачного трехэтапного конкурса, в ходе которого учитывалось наличие дисциплинарных проступков у претендентов, а также соответствие их образа жизни нормам добродетели и официальным доходам.
Обновлением существующих стандартов озадачились и в Верховной раде Украины, где сообщили в среду о внесении нового законопроекта, призванного усовершенствовать процессы утверждения и освобождения от должности премьер-министра и министров в правительстве, а также выражения недоверия тому же генпрокурору. Причем произошло это после того, как Ярослав Железняк, депутат ВР от партии «Голос» (чьи представители, как и их коллеги из другой оппозиционной фракции «Европейская солидарность», при недавнем голосовании не поддержали кандидатуру Кравченко), заявил на днях о возможной отставке уже 15 июля действующего премьера-министра Дениса Шмыгаля с заменой на первого вице-премьера, министра экономики Юлию Свириденко (см. «НГ» от 23.06.25).
Как разъяснил Железняк, названным проектом предусматривалось внесение поправок в статью 10 «Закона о военном положении» с тем, чтобы регламентировать возможность замены главы кабмина в указанный период. Среди прочего оговаривалось, что по заявлению не менее двух фракций или групп возможно голосование в отношении отдельных членов кабинета министров, «а не пакетом за всех сразу». Также закреплялось право парламента заслушивать внеочередные отчеты генпрокурора, Государственного бюро расследований, Фонда госимущества и Антимонопольного комитета; а непризнание их работы удовлетворительной в течение двух лет подряд могло послужить основанием для рассмотрения вопроса о выражении недоверия, перечислил парламентарий. Из обозначенных пунктов просматривалось стремление авторов документа усилить влияние самой Верховной рады и на правительство, и на генеральную прокуратуру.
Разумеется, в сегодняшних условиях, когда внешнее финансирование сужается и при этом в Киеве уже много говорят о необходимости новых выборов, в украинских властных структурах усиливается внутренняя борьба за контроль прежде всего над финансовой сферой, а также силовым блоком, пояснил в беседе с «НГ» экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник. При этом противоборство идет как между различными группами влияния, так и внутри отдельных руководящих структур. Так, например, в офисе президента наблюдается подспудная конкуренция между главой ОП Андреем Ермаком, который в ходе будущих выборов, видимо, хотел бы выйти на пост премьер-министра или спикера ВР, и курирующим силовые органы Олегом Татаровым. Одновременно ощущается обострение борьбы между представителями Великобритании и США, стоящими за отдельными структурами и руководителями.
«Скажем, одну из значимых противоборствующих групп представляет руководитель пропрезидентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Он, похоже, является агентом ЦРУ. Я изучал биографию Арахамии, тот некогда пытался заниматься банковским бизнесом в Соединенных Штатах, но попался на мошенничестве и привлек внимание ФБР. После чего удивительным образом совершил карьерный взлет в украинском государстве, где возглавил ведущую парламентскую фракцию», – рассказал Олейник. По его предположению, за Арахамией стоят США, где, кстати, находится и его семья.
Тогда как члены семей Зеленского, Ермака или экс-президента Украины, лидера «Европейской солидарности» Петра Порошенко (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов) базируются в Британии. И если представители оппозиции в лице того же Порошенко или экс-премьера Юлии Тимошенко с учетом предстоящей избирательной кампании пытаются переформатировать общую ситуацию под себя, то Зеленский с Ермаком, напротив, стремятся усилить влияние на депутатский корпус. Поскольку парламентарии в преддверии выборов способны наговорить многое, в том числе о коррупции. «И чтобы депутаты не усердствовали, президент готовится также задействовать Генпрокуратуру», – уточнил бывший депутат ВР. А в конечном счете, продолжил он, все предпринимаемые усилия должны обеспечить переизбрание Владимира Зеленского – в том числе при содействии некого специального закона, регламентирующего ход избирательной кампании на переходный период, о необходимости принятия которого также заявил спикер ВР Руслан Стефанчук.