Светлана Тихановская теперь работает вместе с мужем Сергеем. Фото со страницы Сергея Тихановского в социальной сети X
В Варшаве 9–10 августа проходила конференция «Новая Беларусь». Она была посвящена подведению итогов пятилетней борьбы с Александром Лукашенко и планам на будущее. Однако в ней отказались принять участие многие видные деятели оппозиции. А патриарх борьбы с нынешней белорусской властью Зенон Позняк назвал офис Светланы Тихановской гнилой колодой, лежащей на пути движения к реальным изменениям. Аналитики полагают, что у оппозиции на данном этапе нет внятной стратегии борьбы с Лукашенко.
Конференция «Новая Беларусь» – ежегодное, четвертое по счету отчетно-дискуссионное мероприятие оппозиции – состоялась в Варшаве. Главные организаторы – офис Светланы Тихановской, Объединенный переходный кабинет и Координационный совет. Нынешняя встреча активистов была посвящена пятилетию протестов 2020 года и осмыслению итогов борьбы за истекший период.
«Мы отмечаем пять лет от начала нашей мирной революции. И эта революция еще не закончена. Пока мы вместе и пока продолжаем борьбу, мы не проиграли. И я не понимаю людей, которые предлагают отказаться от 2020-го, перевернуть страницу. Это тот год, когда мы, белорусы, почувствовали себя нацией. И та сила, энергия, те эмоции движут нас вперед сегодня», – заявила в своем выступлении Тихановская. И подчеркнула, что переговоры о мире на Украине могут «открыть окно возможностей и для Беларуси». «Мы еще не победили, но и не проиграли», – уверенно заявила Тихановская.
Между тем дискуссии в ходе конференции показали, что стратегия белорусской оппозиции до последнего времени была в значительной степени связана с надеждой на действенность санкций, введенных западными странами против Белоруссии. Однако теперь, в связи с возможным развитием контактов действующей власти с администрацией президента США ДональдаТрампа, многие пребывают в растерянности.
Секретарь Координационного совета Иван Кравцов обратился к соратникам: «У меня такой вопрос: теперь, когда будет подписано перемирие и санкции будут сниматься с России, они, соответственно (если у нас есть гармонизация санкций, к которой так стремились, а я всегда был против гармонизации, говорил, что нужно разделять санкционные режимы), будут сняты и с Беларуси? И мы, получается, теряем этот инструмент?»
Характерно, что внятного ответа Кравцов не услышал, зато получил порцию обвинений в том, что ратует за соглашательскую стратегию. И ему предложили купить билет до Минска, чтобы он отправлялся туда договариваться с Лукашенко.
Объединенный переходный кабинет в целом опять выступил с призывом начать национальный диалог «для мирного решения глубокого политического и общественного кризиса в Беларуси». Правда, текст документа не позволяет понять, кто же конкретно может стать сторонами этого диалога. «Исходя из исторических прецедентов и неконструктивной позиции диктатора Лукашенко, кабинет считает, что проведение круглого стола возможно в рамках транзита власти в Беларуси», – заявляют его авторы.
Тихановская в кулуарах конференции сообщила журналистам: «Единственная проблема, что режим видит диалог иначе. Для нас это диалог между людьми, чтобы договориться о мирном транзите власти. Для режима это переговоры с иностранцами без белорусов. Для нас важны системные изменения в Беларуси – необратимые изменения». Она поделилась опасениями: «Если будет подниматься вопрос снятия санкций с России, чтобы с Беларуси санкции не сняли поездом. Наша задача – показать Беларусь как самостоятельное дело, а не аппендикс России, и отстаивать свои права».
Между тем журналисты отметили, что в конференции не участвовало несколько видных критиков Тихановской. Среди них – бывший представитель Объединенного переходного кабинета по иностранным делам Валерий Ковалевский и сестра заключенной и одной из символических фигур протеста Марии Колесниковой Татьяна Хомич. А известного блогера – оппонента лидера оппозиции и ее команды Сергея Петрухина, который все-таки пришел на мероприятие, охрана не пустила в зал.
Ветеран протестного движения Зенон Позняк призвал накануне конференции ее бойкотировать. «Очень важно здесь ликвидировать главное препятствие – офис Светланы Тихановской, который лежит гнилой колодой на пути белорусского развития и борьбы за свободную Беларусь», – написал он у себя в блоге. Правда, четкой альтернативной стратегии Позняк не предложил. Вместо этого он подчеркнул принципиальную важность «принятия белорусской национальной идеологии и утверждения белорусского языка в отношениях».
Политический аналитик Александр Класковский так описывает главные проблемы оппозиции: «Продемократическая часть граждан внутри страны замкнулась в себе, ушла в аполитичные ниши. Вынужденные эмигранты в массе своей поглощены решением проблем выживания, адаптации на чужбине. Зарубежные штабы оппозиции продолжают действовать, но чудес не творят. Да, Тихановская и ее команда настойчиво напоминают западным игрокам о белорусском вопросе, однако новые горячие точки, новые потрясения исподволь отодвигают его все дальше на периферию. Санкции не оказались волшебным инструментом, чтобы побудить диктатора к исправлению. Увидеть его в Гааге – это на сегодня весьма зыбкая мечта его врагов».