0
1659
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.11.2006 00:00:00

Процесс урегулирования завели в тупик

Александр Скаков

Об авторе: Тамара Семеновна Гузенкова - ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Александр Юрьевич Скаков - заведующий отделом стран СНГ Российского института стратегических исследований.

Тэги: осетия, грузия, приднестровье, молдавия


осетия, грузия, приднестровье, молдавия Южная Осетия добивается признания своей независимости от международного сообщества.
Фото Reuters

Дело не в бедности и повторяемости идей, а в асимметричности взглядов и планов урегулирования, выдвигаемых с разных сторон. Чаще всего получается так, что если и появляется один план урегулирования, с которым так или иначе соглашается часть переговорщиков, то в ответ предлагаются контрпредложения, удовлетворяющие другую часть и совсем не устраивающие первую. Свидетельство тому – череда так и не воплотившихся в жизнь конкурирующих планов: Козака и Ющенко, Кишинева и Тирасполя для Приднестровья; Саакашвили, Багапша, Бодена и Кокойты для Абхазии и Южной Осетии.

За годы урегулирования многие претендовали на роль успешного миротворца – Киев, Москва, Кишинев, Брюссель, ОБСЕ. Но никому из участников миротворческого процесса так и не удалось претворить свои планы в жизнь в полной мере.

В 2004–2006 гг. постсоветское пространство столкнулось с новым вызовом – попытками силового и полусилового размораживания конфликтов. Первой ласточкой оказалась Южная Осетия, где летом 2004 г. Грузия развязала настоящую войну, прекратившуюся благодаря внешнему вмешательству и неожиданно высокой боеготовности Цхинвали. Примечательно, что грузино-южноосетинский конфликт на тот момент считался наиболее готовым к урегулированию и наименее отягощенным межнациональной рознью.

За ним последовал приднестровский конфликт. 3 марта 2005 г. во исполнение совместного заявления премьер-министров Молдавии и Украины от 30 декабря 2005 г. началась кампания по упорядочению погранично-таможенного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы, а по сути – торгово-экономическая блокада Приднестровья. Целью блокады стали перевод независимых от Кишинева экономических агентов и хозяйствующих субъектов Приднестровья под юрисдикцию Молдавии и установление полного контроля за внешнеэкономической деятельностью непризнанной республики.

Военная атака Тбилиси и экономическое давление Кишинева в конечном счете своей цели не достигли. Молдавия как будто готова, не декларируя это, смягчить таможенный режим, а Грузия от лобового наступления перешла к тактике мелких провокаций, поддерживая напряженность в отношениях с мятежными территориями.

Все это привело к тому, что южноосетинский и приднестровский конфликты оказались гораздо дальше от своего урегулирования, чем в начале 2000-х гг. В целом не оправдал себя механистический подход в решении сложных этноконфессиональных, исторических и территориальных проблем.

Влияние фактора Косово

Возможные последствия косовского прецедента для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве вызывают острые дискуссии. Одни настаивают на принципе универсальности и единства подходов в решении сходных проблем. Другие – на исключительности косовского сценария, подчеркивая неприемлемость данной модели для Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, хотя статус Косово еще не определен, он уже действует на сознание и поведение участников конфликта. Попытки отгородиться от непризнанных республик системой правовых, исторических и политических аргументов в доказательство неправомерности их претензий на независимость обречены на провал. Ряд политических заявлений и референдумы о статусе Приднестровья и Южной Осетии доказывают твердость намерений воспользоваться примером Черногории и Косово.

Нужно принимать во внимание то, что за прошедшие десятилетия ситуация на Южном Кавказе и в Молдавии изменилась. Более 10 лет относительного затишья не прошли бесследно. Поэтому часто используемый термин «замороженный конфликт» не совсем точно отражает положение, сложившееся в этих регионах. Непризнанные республики так или иначе сумели вписаться в глобальные процессы, на их территориях имеют место экономические тенденции и процессы, характерные для всего современного мира, и действуют как неформальные, но уже вполне сформировавшиеся субъекты международной экономики и политики.

При всех официальных заклинаниях о нерушимости территориальных границ и сохранении самопровозглашенных республик в составе единых государств реальные оценки ситуации западными экспертами уже далеко не так единодушны. Это доказывают два аналитических доклада с прямо противоположными выводами. Один из них, сделанный Комитетом по европейским делам Ассоциации адвокатов Нью-Йорка, настаивает на необходимости «переговорного процесса по реинтеграции Приднестровья» и на том, что он «может послужить примером для возвращения Абхазии и Южной Осетии в суверенную Грузию». С другой стороны, Международный совет по демократическим институтам и государственному суверенитету представил свои выводы, в которых констатируется «законность процесса формирования государства», а также соответствие Приднестровья «всем пунктам проверок государственности в соответствии с международным правом». Легко догадаться, что первый документ стал руководством к действию для Молдавии, а второй – для Приднестровья. В Европе некоторые политики и аналитики приходят к пониманию того, что нельзя решать проблемы Западной и Центральной Европы по одним канонам, а для Восточной Европы и Кавказского региона предлагать иные ценности и методы решения.

От политической архаики к новой философии урегулирования

Для того чтобы действительно решить проблемы в конфликтных регионах, необходимо создавать в очагах напряженности принципиально иную атмосферу, думать о новой философии политических отношений. Невозможно решать проблему непризнанных образований, абстрагируясь от вопроса о правах человека в регионе. На сегодняшний день ситуация такова, что права людей, живущих на территориях непризнанных республик, международным сообществом в значительной степени игнорируются.

Новая политика должна быть основана также на готовности сторон и международных организаций внести реальный вклад в восстановление экономических связей и инфраструктуры в регионах конфликта, особенно на Южном Кавказе.

Не стоит надеяться на справедливое решение вопроса и в том случае, если хозяйствующим в непризнанных республиках субъектам не будут обеспечены гарантии собственности. Исходящая от руководства Грузии и Молдавии угроза отменить итоги приватизации способна только радикализовать борьбу неконтролируемых ими территорий за независимость.

Россия заинтересована в том, чтобы прекратились конфликты на Южном Кавказе и в Молдавии, хотя бы потому, что есть определенные взаимосвязи между урегулированием южнокавказских конфликтов и стабилизацией положения на Северном Кавказе, между разрешением приднестровского конфликта и улучшением межгосударственных отношений на западном направлении. Однако становление демократий и решение проблем непризнанных территорий – длительный и сложный процесс поиска взаимных компромиссов на гуманистической, добровольной, а не репрессивной основе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
651
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
760
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
396
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
268

Другие новости