0
2618
Газета Культура Интернет-версия

01.12.1999 00:00:00

Музыка на пределе


Александр Князев и его виолончель.

В ДЕКАБРЕ в Большом зале Московской государственной консерватории выступает один из самых ярких виолончелистов России - Александр Князев. Последний концертный сезон для него был обычным. Особо выделяются только гастроли в Неаполе и фестиваль камерной музыки Юрия Башмета. Здесь собираются на две недели мастера и погружаются в мир камерной музыки, общения друг с другом. Кульминацией фестиваля для Князева было исполнение струнного секстета Брамса, где он играл первую виолончель, Юрий Башмет - первый альт, а Виктор Третьяков - первую скрипку. В Неаполе Князев сыграл в том же составе струнное трио Шнитке.

Биография Князева складывалась неординарно. Вырос не в музыкальной семье. Но еще школьником добился таких успехов, что был отправлен на Конкурс имени Чайковского и стал самым юным лауреатом. Пять лет назад, в зените славы, выступая в Южной Африке, попал в катастрофу, в которой погибла его жена, прекрасная пианистка Катя Воскресенская, сам он находился между жизнью и смертью.

К тридцати пяти годам Князев сыграл весь классический виолончельный репертуар, сделал несколько переложений для виолончели. Впервые в мире записал, например, знаменитую скрипичную "Чакону" Баха. Играет на органе. Князева часто называют романтиком виолончели. Он может отменить концерт, если не чувствует его в этот день. Такое случалось со Святославом Рихтером.

Недавно Князев начал преподавать в Московской консерватории.

- Александр, о музыке Шнитке сегодня много спорят. Мстислав Ростропович считает, что ее оценят и смогут играть только в следующем веке.

- Это действительно очень сложная музыка. Не все его произведения равноценны. Например, поздние мне меньше нравятся. Но средний "золотой период" его творчества - это великая музыка.

В Неаполе я очень волновался. Условия были жесткие, всего две репетиции - и на сцену. Но прошло все хорошо. Это трио Альфред Шнитке написал почти пятнадцать лет назад, музыка совершенно фантастическая. Плюс фантастические, гениальные партнеры. Когда все вместе на сцене, творится что-то невероятное, рождается чудо. Каждый раз, когда я общаюсь с Третьяковым и Башметом, - это безумное внутреннее обогащение. Иногда я сам даже не замечаю, что внутренне меняюсь. Это заметили мои ученики.

- Часто ли меняется ваш взгляд на уже сыгранную вещь и возникает желание исполнить ее по-другому?

- У меня есть какое-то особое видение сюит Баха. Оно менялось в процессе жизни. Это не только основа основ виолончельного репертуара, это Космос, в который каждый музыкант пытается проникнуть по-своему и к которому можно идти всю жизнь и все равно не приблизиться. Скажем, я записал их всего три года назад, а теперь играю совсем иначе.

Музыка Баха не только безумно красива. "Искусство фуги" - это же сложнейшая математическая задача. Зеркальные фуги, например, чудо невероятное, высшее выражение интеллекта в музыке. Я мечтал сыграть их в этом сезоне на органе и не знал, хватит ли сил. Это безумно трудно. Но все-таки сыграл в Зале имени Чайковского.

- У вас случались неудачные или "провальные" концерты?

- Я с большим подозрением отношусь к музыкантам, о которых говорят, что они всегда играют абсолютно стабильно. Вдохновение не приходит по расписанию в семь тридцать. Великий русский пианист Софроницкий мог выйти на сцену, сыграть отвратительно и уйти. И зал ждал, пока он вернется. Он возвращался, снова играл отвратительно и уходил. И весь зал снова ждал его. А в третий раз он играл совершенно гениально. Да, неровный музыкант, но он мог сыграть две ноты так, что это запоминалось на всю жизнь.

- Часто ли вам приходится играть с "чистого листа", то есть произведения, которые вы никогда не слышали в чьем-либо исполнении?

- Поскольку я почти всегда играю только классиков, то редко. Но вот недавно репетировал "Струну" Гии Канчели. Записей этого произведения у меня не было. Смотрел ноты, поначалу ощущал себя в темноте. Что-то фантазировал, пытался понять... Сыграл "Струну" в Екатеринбурге. Очень красивая музыка.

- Что дает вам преподавательская деятельность?

- Не деньги, конечно. В России музыканты сегодня нищенствуют. За рубежом один мой частный урок стоит раз в десять больше, чем здесь. Главное - удовлетворение, когда видишь, как в твоих руках рождается музыкант. У меня немного учеников, потому что слишком занят. Было пять, сейчас осталось четверо. Одного выгнал - пропустил несколько занятий.

У меня очень жесткие правила - неявка на занятие возможна только по очень уважительной причине. Я очень ценю свое время и время других. Только что отправил двух учеников на международные конкурсы, жду, волнуюсь.

- Уровень, традиции русской музыкальной школы на Западе ценятся очень высоко, почти все великие инструменталисты - выходцы из России.

- Да, русской исполнительской школе свойственна невероятная эмоциональная глубина прочтения. Но поскольку многие музыканты вынуждены были уехать, то сейчас там созданы как бы "филиалы" нашей школы. Например, появилось много немецких великолепных виолончелистов. А почему? В Германию уехали четыре прекрасных русских профессора. Впрочем, правда в том, что есть только две школы - плохая и хорошая.

- О вашей виолончели, этой темно-вишневой красавице ходят легенды. Звучит она потрясающе. Расскажите немножко о ней.

- Это инструмент работы Карло Бергонци, лучшего ученика Страдивари. Когда-то на этой виолончели играл знаменитый Пятигорский, который после революции уехал за границу, потом - столь же знаменитый Кнушевицкий. Вот уже одиннадцать лет она у меня.

- Известно, что она тоже пострадала в катастрофе. Сказалось ли это на ее звучании?

- После аварии ее реставрировал знаменитый французский мастер Ватло. Когда я забирал ее в Париже и попробовал играть, то звук был ужасный. Но мастер заверил, что она постепенно вернется к жизни, не надо торопиться.

И представьте, примерно через девять месяцев она действительно стала прежней, словно родилась заново. А сейчас звучит просто фантастически. Мы слишком много пережили вместе с ней и теперь не расстаемся, этот инструмент стал частью меня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
364
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
244
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
232
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
336

Другие новости