0
796
Газета Культура Интернет-версия

08.12.1999 00:00:00

Российско-латвийская месса

Тэги: Бетховен, музыка


Владимир Федосеев рядом со своими компакт-дисками.
Фото Натальи Логиновой.

CЧИТАЕТСЯ, что поздние опусы Бетховена, к которым принадлежит "Торжественная месса", доступны лишь небольшому кругу интеллектуалов от музыки, однако прошедший в субботу концерт полностью опроверг устоявшийся стереотип. Трудно сказать, что больше привлекло огромное количество публики в Большой зал консерватории - грандиозное творение глухого композитора (одно из его последних произведений) или же участие Большого симфонического оркестра с самим Федосеевым за дирижерским пультом. Так или иначе, хороший состав исполнителей и высокая марка, явленная БСО с самого начала сезона, определили аншлаг.

Несмотря на исключительность события, маэстро не стал менять своих старых пристрастий: среди солистов значилась горячо любимая им Ирина Чистякова, получил приглашение и хор "Латвия". С этим коллективом оркестр выступал и раньше - в апреле этого года они исполнили драматическую легенду Берлиоза "Осуждение Фауста" на открытии фестиваля "Пушкин & Гете". Тогда хор произвел более выгодное впечатление, чем оркестр, и потенциальная опасность подобного дисбаланса существовала и в этот раз. Тем не менее БСО благодаря уверенной руке дирижера проявил себя исключительно хорошо, хотя и прибалтийцы не уступили своих позиций. Однозначно - хора подобного уровня в столице нет. Такое мощное и чистое звучание, столь потрясающий баланс неведомы аналогичным московским коллективам - и Владимиру Федосееву это известно. "Латвия", считающаяся одним из лучших хоров Европы, завораживает прежде всего своим беспроигрышным качеством и точным попаданием в стиль, с легкостью озвучивая труднейшие бетховенские фуги и преодолевая мощную оркестровую фактуру. Альянс "Латвии" с БСО на сей раз оказался более удачным, чем в апреле, - оркестр находится сейчас в прекрасном состоянии духа и в отличной рабочей форме. Сумма общих усилий двух гигантов оказалась весьма внушительной.

На этом впечатляющем фоне труднее всего пришлось солистам - Бетховен вообще не жалует вокал, петь его безумно неудобно. Квартет не состоялся из-за "разношерстности" его участников: светлое сопрано "аутентистки" Яны Иваниловой резко диссонировало с тяжелым "клокочущим" меццо Ирины Чистяковой, не желавшей слушать никого, кроме себя. В подобном непонимании вокалистки пребывали всю мессу. На фоне двух дам тенор Дмитрий Корчак и бас Николай Диденко выглядели чуть более благородно - может, потому, что оба являются солистами хора Виктора Попова и ансамблевое чутье у них развито лучше, чем у их партнерш. К счастью, солисты были не в силах испортить общую картину хотя бы потому, что в бетховенской драматургии вокальное начало занимает явно подчиненное положение.

Полуторачасовая месса прозвучала гармонично и цельно, "в одном движении" - Федосеев намеренно не стал делать антракт, дабы не разрушать масштабную конструкцию. Маэстро проповедует здоровый академизм, его Бетховен - действительно Бетховен, без всяких аллюзий на Малера и Вагнера, что часто случается у других дирижеров. Приятно сознавать это, когда все вокруг ищут в классиках "второе дно" и в результате получают эклектичное месиво. Благодаря хорошему вкусу дирижера, интересным программам и относительному финансовому здоровью Большой симфонический в этом сезоне явно "на коне", выгодно отличаясь от своих конкурентов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2605
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2299
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1765
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1600

Другие новости