0
1910
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2000 00:00:00

Первый в спектакле

Тэги: Качалов, театр


Василий Иванович Качалов на крыше своего дома в Брюсовом переулке. Снимок сделан Владимиром Вальтером незадолго до смерти актера. Публикуется впервые.

СНАЧАЛА - о двух датах. День рождения Василия Качалова - 30 января 1875 года по старому стилю, и, стало быть, с учетом того, что в XIX веке старый стиль от нового отставал на 12 дней, его 125-летие приходится на 11 февраля 2000 года. Но дело в том, что 30 января по церковному календарю празднуется память трех святителей, один из которых - Василий Великий - был небесным покровителем сына вильнюсского протоиерея отца Иоанна Шверубовича.

В брошюре священника Льва Савицкого "Православное кладбище гор. Вильно" (Вильно, 1938) опубликован список священнослужителей, погребенных на православном кладбище города Вильно, и в нем под # 50 значится Шверубович Иоанн - протоиерей, дата смерти 1910 год. А для характеристики интересов еще одного брата Качалова - Анастасия сошлюсь на изданную в Вильно в 1885 году книгу: "Братья Кукольники. Очерк из жизни. Составил А.И. Шверубович". Так вот, день рождения Василия Качалова с незапамятных времен и после его смерти, вплоть до кончины Вадима Шверубовича в 1981 году, всегда праздновали вместе с днем его ангела, т.е. 12 февраля. В одном письме Качалов писал: "Мой Василий - не 1-го, а 30-го января по старому стилю, т.е. по новому будет только 12-го февраля".

Но, помимо одной юбилейной даты, есть еще и другая. 27 февраля 1900 года (по старому стилю) 25-летний ведущий актер Казанского театра, за пять лет до этого взявший псевдоним "Качалов", приехал в Москву для переговоров с руководителями второй сезон существующего Художественного театра...

Качалова называли счастливцем, баловнем. Если составить частотный словарь лексики писавших о нем статьи и мемуары, то самым частым словом оказалось бы "обаяние". Это слово из словаря театральных критиков и рецензентов перешло и в словарь Станиславского: "Вы счастливец! Вам дан природой высший артистический дар. Теперь, под старость, углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста - сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры". Стоит привести и еще два автографа Константина Сергеевича - один на первом томе собраний сочинений Шекспира: "Мудрому и искренне любимому Василию Ивановичу Качалову. - На добрую память об многих хороших минутах работы над Гамлетом, от искреннего почитателя Вашего, не любимого Вами таланта. К.С. Алексеев (Станиславский) 1913 г. Февраля 14" и на первом издании "Моей жизни в искусстве": "Дорогому другу Василию Ивановичу Качалову на память об многолетней и интересной артистической жизни, прожитой вместе. В знак любви и сердечной преданности. Спасибо за помощь и сотрудничество. К. Станиславский (Алексеев) 1927 -5-Ш- Москва". Немирович-Данченко на экземпляре воспоминаний "Из прошлого" написал короче, но не менее выразительно: "Василию Ивановичу Качалову с чувствами, граничащими с влюбленностью. Автор. 1937"

Раз уж речь зашла об автографах, то приведу наиболее значительные из писательских: "Дорогому Василию Ивановичу Качалову на добрую память от глубоко уважающего, любящего и признательного автора. Антон Чехов, 26 февраля 1904 г. Ялта" - на первом томе марксовского собрания сочинений; "Василию Ивановичу Качалову от его старого поклонника Ив.Бунина" - на сборнике рассказов и стихов "Иоанн Рыдалец", 1913; "Дорогому Василию Ивановичу Качалову - Бертрану с крепким рукопожатием. Александр Блок, июнь 1916" и его же: "Многоуважаемому и дорогому Василию Ивановичу Качалову от искренне преданного автора"; из длинной надписи Леонида Андреева на экземпляре его пьесы "Анатэма" приведу начало: "Посылаю Вам, Василий Иванович, эту книгу, как дань бесконечного восторга моего..." На экземпляре стоит дата - 16 октября 1909 года, премьера "Анатэмы" состоялась 2 октября; вплоть до пастернаковской надписи, сделанной на тетрадке "Стихов из романа" за четыре месяца до кончины Качалова: "Дорогому Василию Ивановичу Качалову, захватывающее искусство которого благодетельно воспитало меня и великое имя которого будет всегда значить для меня так бесконечно много, - с пожеланием скорейшего и полного выздоровления. Б. Пастернак. 28 апреля 1948 года, Москва"... И еще десятки, включая автографы Горького, Алексея Толстого, Сергея Соловьева, Юргиса Балтрушайтиса, Самуила Маршака, филологов, театроведов.

Качалову повезло с критикой. Уже ввод на роль Тузенбаха - любимую роль Качалова - после Мейерхольда был оценен в пользу Качалова. В 1916 году, когда Качалов только разменял пятый десяток, выходит сборник "Критика о Качалове" (1900-1915), представляющий собой статьи и выдержки из статей лучших театральных критиков начала века, - случай беспрецедентный до и после Качалова. В 1919 году выходит монография лучшего театрального критика того времени Николая Эфроса (к слову сказать, в качаловском доме висел портрет Эфроса работы Юона - вы часто видели портреты критиков в актерских домах?..); после смерти Эфроса о Качалове пишут лучшие театроведы своих поколений - Павел Марков и Виталий Виленкин; не имеет аналогов и объемная монография Николая Чушкина, посвященная одной роли: "Гамлет - Качалов".

Войдя в состав труппы Художественного театра и меньше чем за 50 лет сыграв более 50 ролей. Качалов почти не играл эпизодов; чаще всего играл главные роли и очень часто заглавные - Цезарь, Гамлет, Иванов, Бранд, Анатэма и пр. В начале 30-х годов, когда предполагалось, что он сыграет что-то вроде ведущего в первоначальном булгаковском варианте инсценировки "Мертвых душ", Качалов писал знакомому: "Моя роль называется "Первый в спектакле". Именно эту роль, в сущности, и играл Качалов в Художественном театре примерно с 1906 по 1915 год, в лучшие годы театра и в лучшие годы России в двадцатом веке, в десятилетии, в свое время позорно названном позорным. Но даже в этом десятилетии отметим три-четыре сезона, сделавшие Качалова Качаловым: 1908-1909 - Карено, 1909-1910 - Анатэма, Глумов; 1910-1911 - Иван Карамазов, Пер Баст; 1911-1912 - Каренин, Гамлет. Это - кульминация, вершина актерского пути Качалова. Но это и вершина русской культуры XX века, Золотого века, почему-то считающегося Серебряным. В исполненной знамениями России Качалов стал ее знаменем, явив невиданный доселе сплав "героя-любовника" и "интеллигента и очках". Гибель этой России, предисловием к которой стало убийство Столыпина, пришедшееся на год качаловского "Гамлета", привела и к постепенной гибели культуры, театра и его Первого актера, несмотря на достойные восхищения попытки возродить или сохранить театр или культуру в целом в 20-30-е годы. Тем театром, каким был МХТ в свое царственное десятилетие, он уже не мог быть, начиная не с 30-х, как это принято считать, а прямо с 25-го. Театр, никогда не праздновавший юбилеи Дома Романовых, вынужден отмечать 10-летие Октября "Бронепоездом 14-69" Bсеволода Иванова - стоит привести недавно опубликованное письмо Станиславского Качалову: "Вчера на премьере, в присутствии Рыкова, властей, критики и друзей театра, в момент первого показа нашей восьмимесячной работы, в то время когда театр из последних сил старается завоевать себе прежнее положение и право на существование в новой России, перед новой суровой публикой, - вы были пьяны".

И даже "Николай I и декабристы" (1926) и "Пугачевщина" (1925) в известном смысле были сдачей позиции по сравнению с 1915-м или 1916 годом. Я глубоко убежден, что лабораторные искания Станиславского 30-х годов, помимо многих других причин, в качестве одной из психологических подоплек имеют его нежелание ставить советские пьесы - последний раз его имя в этом контексте появилось на афише леоновского "Унтиловска" в 1928 году, за 10 лет до кончины, но это особая тема.

Не стоит возмущаться родоначальниками и первыми жертвами "советского коллаборационизма" 20-30-х годов; стоит задуматься над тем, с какими муками, постепенно и достойнее других прожили они последние годы жизни, достойнее не только своих соотечественников, но и, скажем, Герхардта Гауптмана или Кнута Гамсуна... С другой стороны, не будем упрощать ситуацию другим ее решением вроде "они не знали" или "они верили"...

Мой отец вспоминал, как в конце 30-х годов, зайдя к Качалову, он застал его за сбором посылки репрессированному артисту Художественного театра Юрию Кольцову, причем Качалов сказал: "Его в "ежовщину" законопатили"... "Ежовщина" и "законопатили" говорят о том, что Качалов прекрасно понимал, чем отличаются репрессии большевиков (и, главное, их мотивированность) от репрессий царского правительства против Баумана, которому Качаловы в свое время тоже помогали. А в 1941 году, после начала войны, Качалов процитировал сыну карамазовское: "Один гад съест другую гадину"; стало быть, то, что представляет собой "гад", прекрасно понимали и те, кому суждено было стать одним из первых лауреатов премии имени Гада. Этим объясняется, хотя, разумеется, и не исчерпывается, переход Качалова в 20-е и главным образом в 30-е годы на эстраду, в концерты, где его сравнивали по масштабам и результатам с Шаляпиным (подобно тому, как на сцене его сопоставляли с Ермоловой, Ленским, Комиссаржевской). Эстрада пленила его возможностью вырваться из заданного контекста репертуара, партнеров, режиссера к самостоятельному творчеству - от Пушкина до "Рождественской звезды" Пастернака, потрясшей Качалова незадолго до кончины возможностью создания нового жанра, подобного роли "От автора" в "Воскресении" и, наконец, возможностью продолжения общения со зрителем (к тому же еще и тиражированного радиоконцертами Качалова), как ни говори, сильно сократившейся в 30-е годы в связи с почти полным отсутствием новых ролей, и тем более в 40-е, когда Качалову не пришлось ни разу выйти на сцену в премьерах. Тонны однотомников советских поэтов 30-40-х годов с автографами и без в библиотеке Качалова - следы поисков расширения концертного репертуара и одновременно результат концертной деятельности.

Кстати, о ролях. О том, что с ними Качалову повезло, как никому в Художественном театре, сказано немало. Но было бы несправедливо не отметить и прямо противоположные факты. Доведенные до генеральной репетиции и не сыгранные по разным причинам "Прометей" Эсхила и "Борис Годунов" Пушкина (с неслыханным за всю историю пьесы составом). Снятие с роли Вершинина ("Три сестры") после генеральной репетиции знаменитого спектакля 40-го года (в объяснительном письме Немирович-Данченко пишет Качалову, что "из всех "стариков" у меня к Вам в душе самое лучшее место", - но никакое письмо не заменит артисту роль).

Вот перечень ролей, не сыгранных Качаловым (репетировавшихся им или предполагаемых). Список этот стоит начать ролью Хлестакова - эта идея возникла у Антона Чехова еще в 1902 году, а далее: Тартюф, Кречинский, Карандышев, Яго, Булычев, Дон Кихот, Фамусов, Антоний, Фердинанд. Чичиков, Шерлок Холмс... Добавьте хоть часть этих ролей к уже сыгранному и в особенности такие, как Хлестаков и Чичиков, Тартюф и Карандышев - Качалову всегда мечталось выйти за рамки амплуа или положения в труппе, выйти, по терминологии Павла Маркова, из освоенной им области комедийного в неизведанную сферу комического (лишь один раз и, видимо, неудачно он прикоснулся к ней, сыграв Репетилова), словом, как и всегда у великих - несвершенное едва ли не превышает созданное.

Еще одна драма качаловской жизни, схожая с драмами всех Первых артистов... Уже в 1909 году, когда Качалов находился в зените славы, в двух шагах от собственных вершин, Станиславский записал: "Качалов стареет" - о тридцатичетырехлетнем... (К слову, Станиславский и сам пережил подобное, примерно с 1904 года уступив ведущее положение Качалову, что отметил и сам, а однажды даже так: прочитав в одной из рецензий имя Качалова впереди, а себя вторым, Станиславский записал: "И какая-то гадость в душе зашевелилась" - видимо, ни один художник, спортсмен или политический деятель не может увидеть себя вторым равнодушно, но только Станиславский осознает почувствованное им как "гадость") С середины 20-х годов за пятидесятилетним Качаловым и его сверстниками укрепилась кличка старики, с неизбежностью вынуждая их к "почету" и необходимости уступать "дорогу" молодым (при том что опять-таки Станиславский записывает: "Баталов и Хмелев - нельзя же их сравнить с Качаловым")...

О личной драме Качалова - неудачной операции, сделанной его жене, актрисе Художественного театра Нине Литовцевой и превратившей ее навсегда в калеку, - рассказал Вадим Шверубович в уже упоминавшихся воспоминаниях. Драматизм семейной жизни Качалова в период его наибольшего успеха не только у зрителей, но и у зрительниц и партнерш (Софья Гиацинтова рассказывала мне об особой, неотразимой мужской силе Качалова в роли Пер Баста ("У жизни в лапах", 1911 год), где она играла эпизодик. Об этом же незадолго до смерти говорила мне Фаина Раневская) отразился в его дневнике, сожженном согласно его воле после смерти сыном - оба принадлежали к поколениям, знавшим, что такое тайна исповеди и даже исповедь как Таинство, и не дожившим до эпохи "эксклюзивных интервью"...

...В его комнате на Никологорской даче - маленький музейчик; на могиле - береза, посаженная сыном, вымахала в размер стен Новодевичьего монастыря; за годы, прошедшие со дня его кончины, 30 сентября 1948 года, добавились еще три имени - жены, сына и жены сына, балерины Елены Дмираш. Неподалеку свежеубранная могила Софьи Пилявской, столько раз бывавшей в его доме, жившей на его даче...

А в начале 2000 года в квартиру потомков Качалова позвонила преподавательница Вильнюсской гимназии, продолжающей носить имя Качалова, уехавшего из Вильнюса более ста лет назад...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
734
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
625
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
505

Другие новости