0
1573
Газета Культура Интернет-версия

23.09.2000 00:00:00

Полеты и пешие прогулки Дмитрия Санджиева

Тэги: санджиев, художник, живопись


санджиев, художник, живопись Дмитрий Санджиев. Прогулка Коли.

В ЗАЛАХ Российской академии художеств на Пречистенке две недели (до 2 октября с.г.) будет работать выставка живописи и графики Дмитрия Санджиева.

Санджиев известен, нет повода ему жаловаться на непризнание. В 1982 году на Второй международной триеннале рисунков в Нюрнберге за графические листы из серии "Вдова чабана" он получил престижную премию "Фабер - Кастель". В прошлом году в Китае на III Международном художественном шоу в Шанхае - приз за лучшую экспозицию. Что-то находится сегодня в собрании Третьяковской галереи, в Музее народов Востока, в Русском музее; в Кельне, в коллекции Людвига, в нью-йоркском музее "Метрополитен". Открытие выставки в Российской академии художеств поэтому превратилось в светское мероприятие, с участием известных лиц и представителей дипкорпуса.

Санджиев родился в 1949 г. в Новосибирске, учился в Московском художественном институте имени Василия Сурикова, работал в творческой мастерской Ореста Верейского. Школа Верейского ощутима в графических листах Санджиева, в его иллюстрациях - "сериалах". Иллюстрациях не столько к книгам, сколько... к жизни. Плотность рисунка, насыщенность, прежде всего эмоциональная, находит графическое выражение в резких углах, которые вдруг совершает карандаш. Нервная штриховка, построенная (рас-строенная?) на постоянном контрапункте. Даже "Сны" (из одноименной серии) - будь то "Сон после Юрского периода" или "Сон времени" - нервны, в них больше страшного, больше угроз, явных и до поры скрытых, затаенных, нежели мира и гармонии. Резкая смена масштабов, делающая мелочи значительными, вырастающими до вселенских и пугающих размеров, а реальные величины снижающая, умаляющая до незначащих, непрорисованных деталей. Как будто художник все время меняет оптику - линзы, через которые он смотрит на мир, искренне удивляясь меняющимся (и соразмерно меняющим смысл всего, что вокруг) при таком разновеликом взгляде людям, животным, и среди них - обыкновенным бездомным кошкам, "хозяйкам крыши" (из одноименной серии). По-новому осмысливаются человек и Вселенная.

Все это делает рисунок Санджиева экспрессивным, а впечатление - сильным, резким. Число "мелочей" заставляет подолгу стоять перед его работами, вглядываться, "вычитывая" утопающие в глубине или по краям листа новые и новые и, кажется, бесчисленные детали. В серии "Моя Калмыкия" - мерность и мирность обыденной жизни (строительство кибитки; мальчишка, с верблюжьей спины заглядывающийся на первый самолет; проводы мужа; бескрайние, укачивающие калмыцкие степи) то и дело натыкаются на каменных баб, опутанных колючей проволокой, поваленных старыми железными рельсами...

Степная судьба, и отсюда - протяжность, любовь к пространству широкому, открытому и трагические изломы истории, а значит, резкие углы, рваность линий, неустроенность, продуваемость и беззащитность мира, мрачные, неизжитые раны прошлого, которые рвутся теперь на бумагу. "Уходящая" из серии "Вдова чабана" или, казалось бы, вовсе чужая всему только что сказанному детская серия - "На тему произведений О.Манджиева", - карандаш выражает тот опыт, от которого Санджиеву не уйти, да он и не стремится убежать от прошлого - своего и своего народа. Все вышесказанное диктует привязанности, в том числе и в "смежных" искусствах (литературе, например), темы для новых серий. В серии "Читая Распутина" - щемящая тоска в карандашных рисунках "Подводное кладбище", "Гибель веры" - с полузатопленными остовами церквей и рыбами, плывущими мимо крестов и бывших кладбищенских оград.

Санджиев много рисует животных. Птицы, рыбы, кошки... В "Листопаде" (серия "Братья меньшие") - на фоне осени и крупных, пролетающих мимо листьев, - одинокая, "по-человечьи" потерянная среди осени и каких-то архитектурных развалин, еле видная собака. Внятный ему мир булгаковского "Мастера и Маргариты" раскрывается в серии литографических иллюстраций, которые Дмитрий Санджиев передает в дар Московскому музею современного искусства.

Кроме графических листов на выставке представлены и живописные работы мастера, работы, выполненные на папирусе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
1182
Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Дмитрий Тараторин

Минск борется с санкционным прессом на всех направлениях

0
1030
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
1159
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
1032

Другие новости