0
983
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2000 00:00:00

Вера Кузьминична и Театр сатиры

Тэги: васильева, театр, актриса


СТРАННЫЙ театр - Театр сатиры, если те, кто стал его лицом и визитной карточкой, те, чьи имена считаются всеми чуть ли не синонимом названия и самого месторасположения театра, в сегодняшней каждодневной жизни этого театра, в репертуаре почти не востребованы. Или скажем так: их занятость несоразмерно ниже того почти синонимического значения, которое давно уже даже редких зрителей Сатиры заставляет связывать имя театра с этими актерами. Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Ольга Аросева. И, конечно, она, Вера Васильева. Славу Театра сатиры они давно уже привыкли поддерживать "на стороне". И им самим уже давно не нужно называться актерами такого-то театра. Говорят - Вера Васильева. Или - Александр Ширвиндт. А в голове механически и машинально их имена "выкликают" - как часть их фамилии или отчество - Театр сатиры. И бессмысленно им, даже если такая мысль и взбредет кому-то в голову, уходить в какой другой театр, поскольку этот новый для них будет тем же Театром сатиры, и их самих будут по-прежнему искать по старому месту прописки.

Они и не уходят, довольствуясь тем, что предлагает родной театр.

И кажется, что так может длиться еще целую вечность. И не одну.

Сколько бы она ни играла на этой сцене (в смысле - так несправедливо мало, как сейчас или даже пять лет назад, тем более что прошедшие несколько лет мало что изменили в ее жизни, непосредственно связанной с Театром сатиры) и что бы она ни играла здесь, без Васильевой Театр сатиры невозможно представить.

Вера Кузьминична Васильева выглядит прелестно и в жизни, и на сцене. Даже в тех ролях, которые, подобно Эстер из "Священных чудовищ", как будто специально написаны не для нее. Но она так обаятельна, так мила, так узнаваема; знаменитые ямочки на щеках и смелость, с которой она легко освобождается от одежд, открывая плечи; и сами одежды, всегда - безукоризненные, подобранные с ее строгим вкусом; и голос, и молодость - не то, чтобы неувядающая, а, кажется, неизменная.

Выходя на сцену - в театре, или на каких-то праздничных юбилейных торжествах, - ей точно в тягость стереть с лица улыбку, и эта улыбка действует всегда наповал, заставляя улыбнуться в ответ. Кажется, что добрая. Кажется, что открытая. Точно - что легкая. Легкость сопутствует и сегодня ее походке, как будто чуть танцующей (в разных ситуациях это может быть пластика, близкая вальсу или более чопорному и мерному менуэту). Танцует же она легко, с изяществом. Замечательная сама по себе, так что публике по-прежнему неважно, скажет ли она просто несколько ободряющих полуофициальных слов или будет играть. Островский это или Жан Кокто. Хотя Островский был бы, наверное, более подходящим. Васильева - русская актриса с бытовой характерностью, мягким русским юмором, теплым и домашним, уютным голосом - не западная актриса, за то и любимая.

То же, что в Театре сатиры ей часто доставались роли в западном репертуаре (по сию пору), легко объяснить цельностью натуры, внешней, то есть кажущейся, прямолинейностью характера, - русским героиням надобна была большая (или - хоть какая-нибудь), выраженная вовне раздвоенность, раздробленность, мятежность┘ А какую мятежность можно разглядеть в очаровательной улыбке Васильевой? Добрейшей души человек. Одна благость. И - мир.

И выходило, что лучшие, наиинтереснейшие для себя роли она получала там, где поначалу дорого было само ее участие, сам приезд. Орловский драматический театр пригласил ее сыграть Кручинину в "Без вины виноватых". А до того сыграла, кажется, еще и в Тверском драматическом театре Раневскую в "Вишневом саде". В Москве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Анохин и предложил роль в спектакле Нового драматического театра. Одну, потом - другую┘

В Сатире среди прежде сыгранных лучших ее ролей - Графиня в "Свадьбе Фигаро" и губернаторша Анна Андреевна в "Ревизоре".

В ней достаточно холодности и рассудочности, чтобы играть в ануевских пьесах или Кокто (ямочки, ямочки всех сбивают с толку!).

В ней так много русскости, что среди русских пьес трудно назвать те, которые не ее. Скорее, конечно, не в простонародных, а в дворянских, аристократических сюжетах, где кстати бы пришлась ее природная холодность, умение установить и сохранять дистанцию, - в таком репертуаре свое для нее если не все, то почти все. И тут очень многого она не сыграла.

В книге Ольги Аросевой, одной из последних по времени мемуарных книг, вышедших из Театра сатиры, о Вере Васильевой сказано между прочим что она с юных лет, очень рано став знаменитой, держалась ближе к старикам, мастерам, чем к молодежи. Еще студенткой снялась в "Сказании о земле сибирской" в роли Настеньки, девушки-бойца и певуньи. И будто бы понравилась Сталину, и ей, студентке, дали Сталинскую премию: "Не общественница по природе и не боец, не умеющая "душу положить за други своя", Верочка долгие годы со старанием занимается общественной работой". И ведь всех сумела она убедить в том, что никто лучше, чем она, не справится с решением социальных вопросов. Не со сбором денег на венки (как профсоюзная активистка в "Служебном романе"), а именно - в самой деятельной помощи.

Родившаяся и выросшая в простой семье, Вера Васильева из тех, кого в Америке принято называть "селф-мейд", - по-русски, она сама себя сделала, создала своей, как видно, недюжинной волей. Она сумела расширить изначально небогатые данные. Даже голос ее, всеми любимый, такой домашний и родной, - она сама сделала таким. Не очень красивый, но запоминающийся, низкий, с какими-то неожиданными мелодичными - почти певучими - интонациями, при этом - слегка хрипловатый. В целом же - необычный для женщины ее внешности.

Чтобы добиться нынешнего своего положения, нужен был ум. Ум у актера - редкость, у актрис - тоже, но в квадрате. У Васильевой ум есть, и это видно по тому, как и что она говорит, как и что не говорит, по тому, как держится. Она умна и тактична. Даже сейчас, когда это модно, Вера Васильева не выносит сора из избы, продолжая по-партизански твердить, как хорошо ее встретили в свое время в Театре сатиры и как всегда любили. А она отвечала тем же, - говорит о себе Вера Кузьминична.

В ее простоте совершенно отсутствует какая бы то ни было вульгарность. Она чиста, холодна и бодряща, неважно даже, открыто или тайно любимая (все равно всеми!), и вызывающая чувство национальной гордости. Как русская водка, сказали бы мы. Но сравнивать женщин с такими крепкими напитками не принято.

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
728
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
1031
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
987
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
906

Другие новости