0
726
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Фортепианный концерт

Тэги: оркестр, музыка


ЧТО-ТО есть подозрительное в том, что для открытия своего третьего абонемента в Большом зале консерватории Российский национальный оркестр выбрал программу, где обыгрывается тема смерти - начало какого-либо дела, будь то строительство нового дома или цикл концертов, плохо вяжется с концом земного пути. Подобное проявление черного юмора, как оказалось, принадлежит Михаилу Плетневу. Тем не менее во вкусе ему не откажешь - в составленной им программе значились вступление и смерть Изольды из "Тристана и Изольды" Вагнера, "Дон-Жуан" Рихарда Штрауса, "Пляска смерти" и Второй фортепианный концерт (единственное произведение, не касающееся заявленной темы) Листа.

Окинуть взглядом романтиков, посвящавших свои опусы ей, окаянной, - занятие приятное и сулящее много открытий. Каждый видит рубеж, отделяющий бытие от небытия, по-своему и общими усилиями составляется своеобразный портрет смерти - ничуть не менее завлекательный и интригующий, чем жизнь. Насколько хорошо удастся нарисовать этот портрет - другой вопрос. С этой задачей, похоже, Михаил Плетнев справился лучше оркестра.

РНО под руками Дмитрия Лисса не то чтобы стушевался - он не смог выдать того качества, которого от него вправе были ожидать. Вступление и смерть Изольды с их безбрежным морем страстей и пьянящей энергией были "отрезвлены" Лиссом, не добиравшим в оркестре обертоны, необходимые для того, чтобы эта музыка ожила. Такая рассудочность дирижера для Вагнера, постоянно выходящего за все возможные пределы, оказалась губительна - публика восприняла его как затянувшуюся прелюдию к выходу Плетнева. Более удачным оказался "Дон-Жуан", согласно воле Рихарда Штрауса и Николауса Ленау (стихотворение которого легло в основу симфонической поэмы) разочаровавшийся в жизни и нашедший покой в смерти: несмотря на то, что оркестр брал больше количеством, а не качеством, этот бравурный и яркий опус оставил должное впечатление.

Оркестранты, видимо, понимали, что главными героями станут совсем не они и не их дирижер, а Михаил Плетнев, ради которого публика и наполнила до краев Большой зал консерватории. Пианист оправдал все возложенные на него надежды, отдав залу роскошного в своем великолепии и щедрого на эмоции Листа. Он мгновенно перехватил инициативу у Лисса во Втором фортепианном концерте, сыгранном стратегически точно, с безупречным ощущением формы и выверенной тембровой палитрой. Качество, которым Плетнев всегда поражал и поражает публику - как ему удается передать бурю чувств, сохраняя холодную голову, - в Листе оказалось особенно сильно выражено: музыка иногда не в меру эмоционального венгра зажила по иным законам, отрицая еще недавно казавшиеся естественными "общие места" и изъяны формы. Под занавес прозвучала "Пляска смерти" - акробатическая пьеса, где композитор побаловался церковной темой Dies irae. Лучшего исполнения столь обделенного вдохновением сочинения и представить себе было нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2592
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2292
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1761
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1596

Другие новости