0
872
Газета Культура Интернет-версия

30.05.2001 00:00:00

Жизнь. Печальный Итог

Тэги: могучий, пьеса, спектакль, театр, премьера


СОБСТВЕННО говоря, премьеры как таковой еще не было, состоялась лишь открытая читка пьесы, или генеральная репетиция, в присутствии 100 зрителей. Прежде всего стоит рассказать историю появления на свет этого проекта, довольно неожиданного для российской сцены. Драматург, актер и режиссер Евгений Гришковец, не нуждающийся в представлении в театральных кругах, стал инициатором и редактором текста "Пьесы, которой нет". Питерский режиссер-авангардист Андрей Могучий взял на себя постановку, сценографию и музыкальное оформление. Четыре актера "Балтдома" - Эра Зиганшина, Наталья Попова, Роман Громадский и Вадим Яковлев - когда-то они все вместе играли в знаменитой "Чайке" Геннадия Опоркова - встретились в репетиционной комнате и разговаривали друг с другом на протяжении десяти дней. Множество историй из их жизни Гришковец записал: не в виде пьесы, а в виде сценарного плана: кто, за кем и что именно должен рассказывать. Так получился текст.

Плюс часть декораций из опорковской "Чайки" - стены, обитые деревянными досками, фотографии из спектакля на них, деревянный забор, старинная мебель. Еще вполне современные чайник, чашки, чай и кофе, фрукты на столе и допотопный радиоприемник, из которого постоянно раздается какая-то музыка. Вот, честно говоря, и все.

Квартет актеров "Балтдома" рискнул стать материалом для новаторских поисков режиссера Могучего. Актеры - один на один с сотней зрителей, сидящих по обе стороны сцены, смотрящих, слушающих и даже садящихся на их места в "битком набитом" зрительном зале. Актеры абсолютно беззащитны, у них нет "личины" персонажа, за которой можно спрятать свое лицо, фигуру, манеры и т.д. Нет опыта подобных игр со зрителем. Им тяжело, неудобно и страшно играть спектакль про самих себя. А вдруг их истории - актерские и человеческие - окажутся скучны и неинтересны зрительному залу? Все они уже не молоды (не сочтите это за бестактность, это просто констатация факта), и за спиной прожитая жизнь, звания народных и заслуженных, "звездные" роли.

И совершенно ясно, что никаких кардинальных изменений в жизни уже не случится. Не то чтобы фиаско в этом спектакле может стать финальным аккордом карьеры, но перспектива выяснить, что, всю жизнь проведя на сцене, ты как личность неинтересен зрительному залу, пугала всех.

С этим страхом каждый справлялся по-своему. Громогласный и занимающий собой огромное пространство на сцене Роман Громадский "закрывался" актерскими штампами, наработанными за долгую актерскую жизнь, чуть фальшивя в своих историях оптимиста и жизнелюба. Отрешенный мыслитель Вадим Яковлев, как бы находясь "вне действия", погружался в свои замыслы и помыслы, с неподдельным удивлением будто впервые открывал жизненные истины своих собственных рассказов. "Звезда" Эра Зиганшина - вечно опаздывающая, живущая в ночных поездах Петербург-Москва, "по-звездному" же и скрывающая свою жизнь от чужих глаз, оказалась в то же время поразительно искренней в своих монологах. Нервозная и не слишком "внятная" Наталья Попова выступала истеричной "тургеневской девушкой", рассказывающей обо всем с уже въевшейся в интонации обидой и многозначительностью "ни к месту".

В происходящем чувствовалась некая неестественность: на сцене актеры беседовали друг с другом, рассказывали свои истории за чашкой чая, как будто бы происходила очередная репетиция или просто домашние посиделки на кухне. Но ведь на самом деле это не беседа и не рассказ, а записанный текст, пусть даже и придуманный ими самими, который уже произносился и еще будет произноситься много раз. В моноспектаклях Гришковца покоряла исповедальная интонация, искренность рассказа о своей жизни, поразительно похожей в конкретных "совдеповских" деталях на жизнь каждого из сидящих в зале. В "Пьесе, которой нет" эффекта мгновенной идентификации зрителя с актерами не происходило. Вместо этого на сцене возникали определенные человеческие типы: "звезда" сцены, "тургеневская девушка"-истеричка, мыслитель-невротик и жизнелюб-оптимист. Собственно говоря, никаких художественных обобщений не предполагалось. Зрители оказывались свидетелями печального итога жизни. Люди, уже прожившие основную часть своей жизни, читали стихи собственного сочинения, которые, думаю, никогда не читали в обычной жизни, вспоминали о детстве, о своем счастливом утре с лучом света и об утре с лучом света, который наносил непоправимую душевную травму. Играли в забавную игру "а теперь спроси меня о том-то и о том-то", рассказывали о макаронах с сыром, которые заставляли есть в детстве, о фотографиях, которые повешены в спальне, о том, как первый раз были счастливы. Они даже пытались играть в лото на ломберном столике, но ссорились из-за того, что каждый хотел играть по собственным правилам, и снова расходились по углам сцены. Что-то получалось точно, что-то выходило фальшиво, кое-где возникал ненужный пафос.

В финале они все же вновь садились играть в лото. Но это уже была "цитата" из другого спектакля. Так когда-то они играли в легендарной опорковской "Чайке". И именно в этот момент и возникал удивительный момент прозрения, жизненного ли, художественного ли, ради которого стоило два часа в душном маленьком зале следить за происходящим на сцене. Прозрение возникало не в тексте, не в словах, не в действии, а в паузе, которая повисала в этот момент, в атмосфере прошлых счастливых дней. Ведь не было в жизни этих четырех актеров ничего лучше работы в "Чайке" Геннадия Опоркова. Хотя об этом так никто ничего и не сказал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1343
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1995
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2282

Другие новости