0
980
Газета Культура Интернет-версия

07.02.2002 00:00:00

Проклятие доктора Калигари

Тэги: гипноз, режисер


Власть голоса абсолютна. Это доказывает гипноз. Медиум из гущи звуков выделяет голос гипнотизера, только ему подчиняясь. Как актер - режиссеру.

Вуди Аллен и Вернер Херцог. Один всю жизнь снимает фильмы о маленьком американском еврее (самом себе). Другой - о сверхчеловеках (конкистадорах, скалолазах и прочих вагнерианцах), то есть о герое своей мечты. Их свела общая тема - внушение.

"Непобедимый" - история Зиси Брейтбарта, который шепелявил и гнул подкову одной левой. "Проклятие нефритового скорпиона" - фильм о простом страховом детективе Бриггсе, который вряд ли когда видел подковы. Их судьбы изменил гипноз.

Идеальное средство концептуального искусства - телепатия. Так считал один из ранних теоретиков концептуализма. Гипноз - лишь слабое подобие подлинной телепатии, но он утверждает передачу мыслей от одного индивида к другому. Гипнотизер использует голос, язык тела и одежду, чтобы добиться подчинения. Вот наука социального управления в ее истоке - там, где она смыкается с искусством и магией.

Все условно. Безусловна только реальность воли. Потому что это - реальность власти. Кто хочет, тот добьется. Ситуация, которая была отработана еще в фильме "Кабинет доктора Калигари". Но секреты внушения продолжают волновать режиссеров.

"Мадагаскар", - шепчет странный голос слова пароля, и... тут контроль потерян. Дальше гипнотизер может вить любые веревки из жертвы. У Аллена все это выглядит легкой комедией нуар. Он иронизирует над гипнозом так же легко, как смеялся над режиссурой.

Гипнотизер скажет: "Кради!" И медиум крадет. В такую ситуацию ввергает Вуди Аллен своих персонажей. У Херцога все драматичней: мрачный маг Хануссен (Тим Рот) требует от местечкового Голиафа играть арийца. Зися не верит ему, но... играет. Означает ли это, что медиумы виноваты?

Виновны гипнотизеры. Типичный либеральный ответ. Проблемка в том, что медиум не может подчиниться до тех пор, пока он не согласен подчиняться. Сила гипноза основана на добровольном участии. Уже затем происходит все остальное.

Зися работает Зигфридом в цирке Хануссена. Спирита и шарлатана. Но будущие вожди рейха - у ног этого пройдохи. Они поклоняются мускулам белокурого (в парике) Зиги. И он - единственный, кто отвергает чары. Зися срывает шлем, чтобы прошепелявить громогласно: "Я - не Зигфрид. Я - Давид!"

Широкие скулы, низкий лоб, мощные бицепсы. Грубая физическая сила и сила воли соревнуются. До тех пор, пока сила остается лишь силой, Зися проигрывает. Как только он обретает любовь - переигрывает всех.

Любовь разрушает гипноз власти. Но делает это для того, чтобы ввергнуть в новое - более сильное - притяжение любви. Его сила - во взаимном подчинении, когда никто не ищет превосходства. Страховой агент Бриггс утешается любовью со своей коллегой. Тоже цель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
779
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
571
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
573
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
913

Другие новости