0
646
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2003 00:00:00

Культура от номенклатуры

Тэги: госпремию, литература, искусство


Каждый год в январе прямо по "Ревизору" повторяется одна и та же мизансцена. Появляются списки претендентов на Госпремию. Журналисты обескураженно разводят руками: "Что?! И это - лучшие достижения в области искусства?" Весь год ломали перья, переругались друг с другом и с теми, о ком писали, превознесли фаворитов, опубликовали опросы и рейтинги, и на тебе - государству, оказывается, неинтересно. В списках (берем наугад) эстрадная деятельность Рюминой, сериал "Убойная сила" и цикл картин "Заповедная Россия". И таких "заповедных" мастеров - по дюжине в каждой номинации. Все наслаждаются Винокуром с концертной программой "Шут гороховый", вечерами Игоря Крутого и сериалом "Дальнобойщики" - цены нет такой госкультуре.

Президентский комитет по премиям тоже разводит руками: "Кого выдвинули, того и отобрали". Заявку на премию может подать любая организация, союз или объединение. Затем уже идет работа по комиссиям. Эти комиссии снимают с себя ответственность за выбор исходя якобы из того, что им дают. В итоге мы имеем то, что имеем: перечень в принципе вполне достойных людей, но далеко не тех, кто определил культурный ландшафт 2002 года. Разбираться с этим хозяйством - не слишком большое удовольствие, но кое-какие наблюдения околокультурного порядка сделать полезно.

Почему в премиальном шорт-листе появляются неактуальные или номенклатурные соискатели, в предыдущие годы разные критики пытались объяснить по-разному. Григорий Заславский как-то нашел закономерность между составом комиссий (теми, кто отбирает) и теми, кто попадает в номинанты.

Законспирированность судей и впрямь настораживает: сейчас на правительственном сайте опубликован состав комиссии, где до сих пор значится покойный академик Дмитрий Лихачев. На поверку же выходило, что члены комиссий выдвигали чуть ли не друг друга. Судя по некоторым номинациям, такое панибратство и местнические интересы сохранились до сих пор. Как еще объяснить до смешного нелепый список в категории "Кино и телевидение"? Если учесть, что киногод-2002 был одним из самых плодотворных (об этом непрестанно говорит Служба кинематографии), выдвижение единственного (!) художественного фильма можно объяснить двумя причинами: либо святым неведением, либо критериями, среди которых нет одного - художественного. Скорее всего второе - на Госпремию претендует "Звезда", снятая на государственные деньги и выдвинутая самим же государством (Министерством культуры). Конкурентов не имеется. Можно не сомневаться - дадут. Патриотическое кино нынче опять у государства в чести.

* * *

Бранить Госпремию стало делом привычным. Но в последнее время еще привычней не относиться к ней серьезно. Последнее касается тех номинаций, у которых имеются свои профессиональные награды: "Золотая маска" в театре, ТЭФИ в телевидении, Букер в литературе. "Государыня" становится утешением тому, кому ничего не дали коллеги. Только здесь может сверкнуть Юрий Погребничко со своим театром, к "оригинальному сценическому стилю" и "новаторскому освоению русского классического наследия" которого не потеряла интерес разве что выдвинувшая его газета "Культура". Впрочем, как раз по театральной части не все так мрачно. Среди актуальных претендентов - Райкин, театр Захарова, Петрушевская и Додин. Сложнее с теми номинациями, для которых Госпремия - пока единственный критерий высокой оценки. Речь идет об архитектуре, изобразительном искусстве и, как ни странно, о музыке. Однако именно в этих областях государство сохраняет советские установки: монументальность, народность и неактуальность.

* * *

Политику в изо и архитектуре определяют союзы и академии. От Академии художеств проходят Альбина Акритас за цикл, посвященный Пушкину (именно она в свое время оформила залы заседаний академии), и Александр Рукавишников за далеко не свежий памятник Достоевскому у Ленинки. Еще более "серьезны" кандидаты от Союза художников России. Государственниками от архитектуры по праву можно назвать коллектив под руководством Александра Асадова, построивший спортивный центр на Рублевке (от Союза архитекторов), и Михаила Посохина, чья мастерская выдвинута за Зал церковных соборов храма Христа Спасителя. Все, что вокруг, - от жилого дома на улице Академика Пилюгина до станции метро "Аннино" - отзвуки того же глубокого кризиса большой архитектуры.

Из одного только перечисления кандидатов можно понять, кто их выдвинул. Академия - академик, консерватория - профессор, союз - член. Тишь да гладь. Но в нынешнем списке есть-таки своя интрига. В каждую из вышеназванных "проблемных" номинаций затесались выдвиженцы, не связанные с номенклатурой и союзными интересами. И тут заработало другое правило: чем дальше от начальства, тем приличней человек. Так, негосударственный Центр современной архитектуры представил Анатолия Васильева, как вдохновителя новаторского здания его же театра "Школа драматического искусства". Примерно таким же перлом среди суровой классики (Крайнев от филармонии, Ролан Пети от Министерства культуры) кажется тандем композитора Владимира Мартынова и Татьяны Гринденко, заявленный не консерваторией и филармонией, а чрезвычайно модным и авангардным Культурным центром "Дом". Среди художников за молодое поколение отвечает Владимир Наседкин, своими геометрическими опытами реабилитирующий русский авангард в "Крокин-галерее". Есть и совсем удивительные перекрестки, от которых становится чуть легче на душе: модельер Игорь Чапурин (наверное, единственный российский модельер, котирующийся на Западе и не эксплуатирующий подобно Зайцеву с Юдашкиным стиль a la russe) выдвинут... Комитетом по интеллектуальной собственности. Как объяснили в комитете, все началось с защиты авторских прав, а кончилось преклонением перед талантом. В номинантах числится и Борис Акунин (Чхартишвили) в компании с постановщиками спектакля "Эраст Фандорин", проходящие в "Произведениях для детей и юношества". Любителем сценического Эраста оказалось Общество Януша Корчака.

* * *

Все эти исключения из премиальных правил сильнее оттеняют общий серый фон и ангажированность основных претендентов. На любую газетную критику премиальная комиссия резонно возразит: "Почему, если такие умные, не выдвинули своего кандидата? Что мешало газете заявить, скажем, так полюбившуюся всем "Кукушку" Александра Рогожкина, великолепного дирижера Юрия Темирканова, скандального, но талантливого Олега Кулика?" Во-первых, выдвинуть-то можно, но это еще не означает попадания "выдвиженцев" в шорт-лист (кто и как туда попадает - тайна, и, судя по ежегодным наблюдениям, предпочтение отдается своим, государственникам). Во-вторых, сама комиссия должна озаботиться пиаром: активней поощрять независимых экспертов и значимые институты (в Министерстве культуры отлично знают, кто и что сегодня значит) на выдвижение своих претендентов. Пока приходится рассуждать постфактум и благодарить уже за то, что среди взрослых дядей и тетей появляются киндер-сюрпризы для эстетов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1894
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4527
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2469
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2822

Другие новости