0
905
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2003 00:00:00

Шляпа в квадрате

Тэги: третьяковка, выставка, мода, тенденции


Следуя этой логике, дирекция Третьяковки решила предпослать выставке "Абстракция второй половины ХХ века" шляпное дефиле. Для затравки игристое, потом суровые напитки. Сначала ампир и модерн, дамы и кавалеры в стильных уборах с картин Тропинина, Репина, Врубеля, Бакста и эти же уборы, разложенные по витринам (из Исторического музея), затем нонконформизм, отзвуки авангарда, борьба за внутренний мир и взлеты творческого самосознания советского художника.

В своих последних проектах - "Дело в шляпе" плюс "Абстракция" - Третьяковская галерея еще раз подтверждает статус эдакого домашнего музея, насквозь московского, с перьями из цветастых коробок и обязательной фотографией предков в строгой рамке. И с запоздалым желанием быть модным. Это заметно на контрасте с Русским музеем. Два года назад в Петербурге сразу в двух корпусах музейного квартала разместилось почти тысяча объектов абстрактной живописи и графики ХХ века. Издан двухтомный каталог. Одновременно в двух десятках питерских галерей прошли ретроспективы и смотры абстрактного искусства. Короче, был праздник нефигуративности. Но уже тогда начали раздаваться сомнения насчет того, что абстракция абстракции рознь, что нельзя смешивать Малевича с тем, что потом пришло из Америки и перелилось в нонконформизм. Что Штейнберг это не Инфанте и уж тем более не какой-нибудь современный даосист. Но в Питере все побило количество - зрители увидели, что абстракция не происки неучей, а что-то мощное и, к сожалению критиков, никак не поддающееся описанию и системе.

Между тем желание закрепить за абстрактной живописью первое место в послевоенном искусстве не оставлено. Третьяковская галерея решила ограничить себя исключительно художниками московского круга, пятью залами (200 работ) и отрезком в 50 лет. На этом пространстве уже вырисовываются направления (от чистой геометрии к чистой мистике), группы и виды (вплоть до перфоманса). В московском фестивале абстракции примет участие пятерка центральных галерей с персональными проектами (особо отметим "Абстракция эпохи Перестройки" в выставочном зале Министерства культуры на Басманной).

Беспредметности на Крымском валу будет противостоять не соцреализм, а намеренная фигуративность шляп. Здесь же показы мод - от Елены Супрун до чрезвычайно пробивной Виолетты Литвиновой. Одна маленькая загвоздка - Московский дом фотографии совсем недавно показывал шляпы на старых снимках и сопровождал это современными моделями. В общем, Третьяковка, заявляя новые выставки как очень модные и продвинутые, немного поторопилась. Не удивлюсь, если основной тон рецензий на них будет взят из замечания гоголевской дамы, приятной во всех отношениях: "Поздравляю вас! Оборок более не носят, вместо них фестончики!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

Денис Писарев

0
993
Окно в цивилизацию

Окно в цивилизацию

Василий Столбунов

Алюминиевые светопрозрачные конструкции заняли треть российского рынка

0
1088
Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Анастасия Башкатова

Рост зарплат стал и целью, и проблемой отечественной экономики

0
2420
Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
1847