0
820
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2003 00:00:00

Шляпа в квадрате

Тэги: третьяковка, выставка, мода, тенденции


Следуя этой логике, дирекция Третьяковки решила предпослать выставке "Абстракция второй половины ХХ века" шляпное дефиле. Для затравки игристое, потом суровые напитки. Сначала ампир и модерн, дамы и кавалеры в стильных уборах с картин Тропинина, Репина, Врубеля, Бакста и эти же уборы, разложенные по витринам (из Исторического музея), затем нонконформизм, отзвуки авангарда, борьба за внутренний мир и взлеты творческого самосознания советского художника.

В своих последних проектах - "Дело в шляпе" плюс "Абстракция" - Третьяковская галерея еще раз подтверждает статус эдакого домашнего музея, насквозь московского, с перьями из цветастых коробок и обязательной фотографией предков в строгой рамке. И с запоздалым желанием быть модным. Это заметно на контрасте с Русским музеем. Два года назад в Петербурге сразу в двух корпусах музейного квартала разместилось почти тысяча объектов абстрактной живописи и графики ХХ века. Издан двухтомный каталог. Одновременно в двух десятках питерских галерей прошли ретроспективы и смотры абстрактного искусства. Короче, был праздник нефигуративности. Но уже тогда начали раздаваться сомнения насчет того, что абстракция абстракции рознь, что нельзя смешивать Малевича с тем, что потом пришло из Америки и перелилось в нонконформизм. Что Штейнберг это не Инфанте и уж тем более не какой-нибудь современный даосист. Но в Питере все побило количество - зрители увидели, что абстракция не происки неучей, а что-то мощное и, к сожалению критиков, никак не поддающееся описанию и системе.

Между тем желание закрепить за абстрактной живописью первое место в послевоенном искусстве не оставлено. Третьяковская галерея решила ограничить себя исключительно художниками московского круга, пятью залами (200 работ) и отрезком в 50 лет. На этом пространстве уже вырисовываются направления (от чистой геометрии к чистой мистике), группы и виды (вплоть до перфоманса). В московском фестивале абстракции примет участие пятерка центральных галерей с персональными проектами (особо отметим "Абстракция эпохи Перестройки" в выставочном зале Министерства культуры на Басманной).

Беспредметности на Крымском валу будет противостоять не соцреализм, а намеренная фигуративность шляп. Здесь же показы мод - от Елены Супрун до чрезвычайно пробивной Виолетты Литвиновой. Одна маленькая загвоздка - Московский дом фотографии совсем недавно показывал шляпы на старых снимках и сопровождал это современными моделями. В общем, Третьяковка, заявляя новые выставки как очень модные и продвинутые, немного поторопилась. Не удивлюсь, если основной тон рецензий на них будет взят из замечания гоголевской дамы, приятной во всех отношениях: "Поздравляю вас! Оборок более не носят, вместо них фестончики!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4614
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости