0
757
Газета Культура Интернет-версия

06.03.2003 00:00:00

Полтораста лет выдержки

Тэги: выставка, петербург, фотографии


Этот проект сильно напоминает историческое дефиле (а к модным показам, как известно, директор МДФ Ольга Свиблова очень неравнодушна). Первый выход - благородная девица из Смольного института в корсете на манер XVIII века, в бриллиантах и с императорскими подвесками.

Если внимательно присмотреться к интерьерам царских опочивален или личных кабинетов (взять, например, снимок спальни княгини Екатерины Михайловны в Михайловском дворце 1884 года), нетрудно заметить что масляные полотна со стен уходят. Их вытеснила видовая фотография. Снимки к концу XIX века считались интересней, скромней и подходили духу разночинного времени. Впрочем, эти фотокартины, ощущая исторический груз ответственности, во всем подражали высокому искусству: они представляли имперскую роскошь Питера.

Сотня снимков, привезенных из Института истории материальной культуры Академии наук, с видами дворцовых интерьеров, княжеских коллекций и основных достопримечательностей, замечательны как раз не с точки зрения краеведения (места все известные: от Зимнего дворца до Стрельны). Это отпечатки идеального города с идеальными дворцами для идеального государя. В каждом из них нет ни единой живой души: исключения сделаны только для толпы при открытии важных императорских памятников и прогулок "смолянок", каковые служат фоном для собственно Смольного института. Зато Петербург сияет как граненый кристалл: изгибы Растрелли и шуваловские россыпи всякой всячины со всей Европы. Почти каждая вторая фотография печаталась для подарочных альбомов, когда в моду вошла ностальгия по времени Петра Великого и державной Екатерины.

Самый примечательный экспонат соответственно - четырехметровая панорама Питера, снятая с башни Адмиралтейства и преподнесенная в дар великому князю Константину Николаевичу, в 1855-1883 годах управлявшему флотом и морским ведомством. Служащий морского ведомства в 1861 году устроил концептуальную акцию: в течение недели (а то и больше) выхватывал разные части столицы, ловил моменты резкости, а затем склеивал все куски в один развернутый веер. Выдержка была настолько сильной, что любой мало-мальски движущийся предмет оказывался расплывшейся кляксой. Зато дворцы, сады и соборы стоят во всем блеске. Получилось, что из города вымели лишнее (людей) и запечатлели еще один дворцовый интерьер.

Как никакое другое описание "мифа, выросшего из болот", его тайной души, всякого рода питерских призраков и видений Раскольникова, ранняя видовая фотография в МДФ передает единственный в своем роде образ Петербурга: города без времени и пространства, без жителей и биографии. Концептуальный проект и макет на зависть деревянной Руси.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4420
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости