0
617
Газета Культура Интернет-версия

17.03.2003 00:00:00

Что в имени тебе моем?

Тэги: пушкинский музей, русский авангард


У выставки с названием "Неопознанный художественный объект" два подтекста, которые то сходятся, то расходятся друг с другом. И в этом весь ее парадокс и прелесть. С одной стороны, картины 20-х годов, привезенные из провинциальных музеев (Пермь, Вольск, Иваново, Самара, Омск) и предоставленные частными коллекционерами, прямо-таки вопиют к эксперту: "Угадай, кто я!" Ради идентификации создан специальный совет, который по идее все расставит на свои места - где Машков, где Ларионов, а где Попова. Искусствоведение наружу. Впрочем, вряд ли стоит ожидать каких-то очень серьезных атрибуций. Большее, на что рассчитывают организаторы, так это на подобие опросника, где каждый из уважаемых искусствоведов выскажет свое мнение: не фальшак ли, какого круга, интересна ли вещь сама по себе. Короче говоря, долгий и мучительный процесс называния на вернисаже не случился и вряд ли случится в ближайшую неделю (если учесть к тому же, что почти три четверти века эти переправленные в провинциальные музеи картины мало-мальски осматривались хранителями).

Это, однако, не мешает почувствовать себя знатоком авангарда (зря, кстати, кураторы не положили книгу отзывов для мнений "дилетантов"). Игра в угадайку - любимое занятие студентов - возбуждает посетителей: одни пытаются получить подсказку по краткой табличке (одна, например, сообщает, что некий мужской портрет найден на помойке во дворе дома Машкова; уж не Маков ли?), другие заглядывают на подписи (в углу ивановского портрета чернеет буква "А"; верный путь к Анненкову), не возбраняется даже картину повертеть. В некоторых случаях владельцы уже предложили свои версии (особенно замечательна версия хозяина картины с изображением раскидистой пальмы - это художник Пальмов). Известно, чем больше скрыто, тем пристальней разглядывание. И в этом плане Марина Лошак верна себе: музей должен интриговать, иначе он превратится в болото.

Тем, кого утомляют антикварные игры, предложено просто смотреть. Здесь очень уместно вспомнили фразу Ларионова об идеальной выставке без имен: "Пускай критика и публика обращают внимание на произведения прежде всего". Иными словами, авангард грезил безличным искусством - попробуйте и вы отвлечься от брэндов и гуру, взглянуть на картины без тех тысяч долларов, которые маячат за именами Малевича и Гончаровой. Многие работы на Неглинной и впрямь кажутся отзвуками от сотен натюрмортов, примитивистских пейзажей и кубистских портретов, что писались в мастерских ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. В этом плане революционный авангард - аналог русской иконописи: есть вершины и есть массовый продукт. Правда, на нынешней выставке ширпотреба (разных дизайнерских опытов) не встретишь.

Две парадигмы ХХ века - искусство авторское (с именами и ценами) и анонимное (либо прячущееся за анонимностью) - столкнулись и поплыли каждая в своем направлении. То, о котором мечтал Малевич - "очищенное от человечины", - ушло с мечтой о творчестве революционных масс и выслано в провинциальные запасники. Остались "великие художники" с той установкой, что нужно "определять творимое творцом" (Бурлюк). Пришло время и сосланным обуржуазиться и получить наконец паспорт с пропиской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1753
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4298
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2358
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2674

Другие новости