0
635
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2003 00:00:00

Имперские пасторали

Тэги: петербург, музей


Второй раз Музей Пушкина на Пречистенке принимает сокровища петербургских дворцов. После великосветского и царственного Петергофа - тихий и семейный Павловск. Насчет того, что за пасторальным фасадом Павловского дворца кипели нешуточные страсти и интриги, - об этом ни слова. Только Павел Петрович, Мария Федоровна и их восемь счастливых детишек.

Пугающим призраком бродила по Павловску матушка Екатерина Вторая, сославшая прямого наследника на сельское житье (на выставке - ее будуар). Свежий воздух пошел на пользу только внуку - Александру Первому, в честь которого, собственно, и возник на берегу Славянки то ли дворец, то ли вилла, то ли санаторий (земли в четырех верстах от Царского Села дарованы Павлу по случаю рождения Александра). Навязанный Павлу Петровичу англичанин Джеймс Камерон сделал все возможное, чтобы лишить резиденцию любых признаков императорского величия. Этот знаток римских бань и фанат развалин противопоставил величию интимность, размаху - камерность, регулярности - пейзажность. С легкой руки Камерона и компании Павловск стал образцом "естественной жизни". С фермой, с руинами и с Храмом дружбы на извилистом берегу речки. Цесаревичу ничего не оставалось, как только забыть о военных разводах (подлинной его страсти) и предаться идиллии.

Кто был действительно счастлив в Павловске, так это скорее всего принцесса Вюртембергская Мария Федоровна (с 1801 года - вдовствующая императрица). Вышивание крестиком, резьба по камню, плюс забота о сервировке и библиотеке. Павловский дворец превратился в сплошное женское царство. Так или иначе, основные реликвии, привезенные в Москву, связаны с Марией Федоровной. Шкатулки с красками и ящички с письменными принадлежностями из Веймара, камеи собственного производства, часы из Вюртемберга. Даже трон, недавно отреставрированный и поставленный на выставке между портретами ПП и МФ, принадлежит не Павлу, а его супруге. От императора один лишь военный камзол. Павел сбежал из Павловска при первой возможности. Мария Федоровна заперлась здесь почти на 50 лет вплоть до своей кончины.

Из всех пригородных ансамблей Петербурга павловский парк самый дачный и самый спокойный. Туристов здесь не меньше, чем в Петергофе, но они каким-то непонятным образом "растворяются" и забиваются в дальние лесные углы, подкармливая совершенно обнаглевших белок. Павловск - это среднерусская природа в европейской раме. Русь-матушка для дневной прогулки с томиком Горация. Для всех последующих его портретистов Павловск так и остался только природой. Оттого попытка вывернуть его наизнанку и показать царские реликвии - занятие нелегкое. Ведь что остается на даче? Пара-тройка хозяйских поделок, разломанные стулья да старые платья, которые жалко выбросить. В Музее А.С. Пушкина получилась выставка такого милого семейного скарба. Главная реликвия - севрский сервиз из 47 предметов, украшенный узором "глаз куропатки". Здесь не правят, а гуляют и кушают, а после обеда опять гуляют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1989
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2345
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3407
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2533

Другие новости