0
964
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2003 00:00:00

Американец Малевик

Тэги: малевич, выставка, ньюйорк


"Казимир Малевич: супрематизм" - передвижная выставка, которая открыта в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. На ней показано около 120 холстов, рисунков и архитектонов художника. Работы привезены из музейных и частных собраний России, Голландии, Франции, Германии, США и даже Японии. Организаторы - Фонд Соломона Р.Гуггенхайма и Фонд Менил. Главный спонсор - Альфа-банк. До этого выставку Малевича (чуть меньшего объема) в "Дойче Гуггенхайм Берлин" уже посетили 70 000 человек. И в Нью-Йорке ожидают не меньшего интереса.

"Диа: галереи Риджио в Биконе" - новый американский музей. Он открыт Фондом Диа в отдаленном городе - спутнике Нью-Йорка. В здании бывшей фабрики собрана постоянная выставка инсталляций 24 американских и немецких художников поколения 1960-х. Все работы принадлежат собранию Диа. Главный спонсор нового музея - Леонард Риджио, основатель и председатель совета директоров компании "Барнс энд Нобл", он же - председатель совета попечителей Художественного фонда Диа.

...Нью-Йорк построен по лекалам Малевича. Мне посчастливилось жить напротив небоскреба, абсолютно лишенного окон и выглядящего точь-в-точь как ночной кошмар супрематиста - здание хмуро-песчаного цвета, покрытое чем-то вроде параллельных бороздок и валиков, протянутых сверху донизу.

У Малевича квадрат, конечно, не квадрат, а кривоватый прямоугольник. И все-то у него неаккуратно сделано. Если присмотреться, и холстик грязненький, и линии нарисованы кривовато, и мазки разномастные! Он, конечно, формалист, но русская душа вся нараспашку. По его супрематическим полотнам (особенно когда они собраны вместе) виден чистый интерес художника Малевича к идеям о живописи и гораздо меньший - к ее технической стороне. То есть супрематизм - это великий стиль, но в среднюю американскую галерею с такой мазней не возьмут. Скажут, надо над техникой работать и работать.

Тем идеолог и отличается от простых художников, что у него есть собственная главная идея, а на все остальное - плевать. И Малевич, как вдруг открылось на выставке в Гуггенхайме, не был бесчеловечным абстракционистом. Потому что в его работах присутствует теплота неправильности, отступления от сухого геометрического канона. Чего почти нельзя сказать о его американских "внуков", художниках 1960-х.

Малевич - средний американский художник послевоенной поры. То есть, конечно, физически умер он в 1935 году, но душа его в заветной лире супрематизма свой век пережила. Для того чтобы воплотиться заново по ту сторону океанов, в 10 часах лета от Родины. Недооцененный, непонятый и даже отвергнутый современниками и соплеменниками, в 1960-х он обрел вдруг американских внуков и через них - всемирную славу. Кто знал бы о некоем Малевиче, если бы не книга англичанки Камиллы Грей "Русский эксперимент в искусстве", открывшая его международной публике. И кому был бы интересен какой-то русский авангардист, если бы не молодое (тогда, в шестидесятых) поколение американских художников-минималистов - таких, как Роберт Риман, Дэн Флэвин, Сол ЛеВитт и проч. Все они вышли из короткой шинели Малевича: эти художники определили искусство своей страны (а значит, всего мира) на долгие годы. И не только искусство - весь визуальный стиль. Именно это поколение задает тон в новом музее Диа.

Современный дом построен по наущению Малевича. Каждое утро в Нью-Йорке я с ужасом ходил по произведению искусства: белый квадратик - черный квадратик, белый - черный, как шахматы. Как Малевич: его холст "4 квадрата", оказалось, - дизайнерская разработка напольного кафеля для типичной американской ванной. "4 квадрата" (1915) привезены для выставки в Гуггенхайме из Радищевского музея в Саратове. Но они так замечательно растиражированы в кафеле, что кажется, будто бы такая плитка была всегда. Но все-таки сначала был Малевич, а потом ванная. Что ужасает, один и тот же кафель настелен и в 200-метровом лофте в Трайбеке, и в 40-метровой бруклинской квартирке. При всей разнице ценовых категорий. Платит ли американец семь штук баксов в месяц или одну, он все равно ходит мокрыми пятками по Малевичу.

Малевич - слишком маленький художник для Штатов. Но я знаю, как привлечь простого американца. Надо просто сказать ему, что "мистер Малевик" - это автор плитки для его ванной.

Нью-Йорк-Бикон-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
856
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1014
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
496
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
339

Другие новости