0
1087
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2004 00:00:00

Бархатные сумерки богини

Тэги: образцова, бенефис


Своевольная комета русской оперы Елена Образцова весь нынешний сезон, начавшийся для нее еще в августе с именного конкурса в Петербурге (см. «НГ» от 05.09.03), посвящает празднованию своего 40-летия на сцене. Даже не верится – такой красивой и молодой была она в минувшее воскресенье на своем творческом вечере в Большом театре. И театр, где Образцова дебютировала еще студенткой в 1963 году в роли гордой шляхтянки Марины Мнишек, надо сказать, со вниманием (не то что к смерти великого баса Ивана Петрова, смерть которого перед самым Новым годом прошла незамеченной) относится к юбилею своей самой роскошной и знаменитой дивы – 17 декабря, сорок лет спустя день в день, Большой дал парадного «Бориса Годунова» с неувядающей юбиляршей у фонтана.

Главное свойство долгоиграющей звезды и вечной женщины – все время меняться, искать повод для обновления. Как в творчестве, так и в жизни. И Образцова такова в полной мере. То она в опере, то в оперетте, то в драме. Ей ничего не стоит увлечься вчера зонгами, сегодня песнями кабаре, а завтра – джазом. И если позавчера она может шокировать всех, подстригшись буквально «ежиком», то сегодня способна умилить самые строгие взгляды ангельским обликом и мелкой блондинистой завивкой.

Январский бенефис самой известной в народе оперной певицы поставил ее большой друг и добрый гений в течение последних лет Роман Виктюк, благодаря которому Образцова возродилась подобно Фениксу и научилась снайперски правдиво играть любовь на сцене (до сих пор идет спектакль «Антонио фон Эльба», в котором героиня, стареющая оперная примадонна, разбивает голубую пару, и, кроме того, все никак не созреет садомазо-боевик «Венера в мехах»). По правде говоря, бенефис в Большом оказался самым обыкновенным номерным концертом. Но хорошо, что обошлись без поздравительных вкраплений и ведущего типа Святослава Бэлзы. А отсутствие режиссуры как таковой воспринималось не иначе как самый провокационный из всех наворотов Виктюка. Внешне такое вроде бы под силу и рядовому помрежу театра, но внутренне тут, видимо, как и в случае с голым королем, штучка потоньше и помистичней.

Началось все с «лебединых диагоналей» мужского кордебалета во фраках под музыку из «Раймонды» Глазунова, а сценическим антуражем стали взятые напрокат у того же балета детали декораций Симона Вирсаладзе. В качестве кортежного сопровождения для примадонны был избран главный актер Виктюка Дмитрий Бозин (чего только не писала желтая пресса о его дружбе с Образцовой) – в сценическую задачу артиста, кроме чтения выспренных неловких стихов и коленопреклонения, входило обслуживание дам на лестницах, что удавалось хуже всего – Елена Васильевна со своей скоростной энергетикой фатально уходила вперед, и Бозин ловил только ее тень.

Перелистывать альбом своей оперной жизни Образцова начала с несколько депрессивных по настроению фотографий (имеется в виду атмосфера произведений) – в ариозо Любаши она еще раскачивалась, но в сцене Пиковой дамы вступила в свою силу неизъяснимая магия. Вне всякой зависимости от сиюминутного вокального качества по-прежнему дерзка и неотразима ее Кармен, неистова и агрессивна принцесса де Буйон, восхитительно пьяна уличная певичка Перикола, за которой ухлестывает вице-король Перу. Тут случай, когда голос неотделим от личности. На одном из «фото» в этом альбоме (не самом, если честно, удачном) – дочь, певица Елена Макарова (мама была до последнего против), гораздо лучше смотрится парный портрет «Мать и дочь», вернее, дуэт «Две кошечки» Россини, в котором фирменный образцовский тембр в мурлыкающем виде совсем не узнать. Помогали Елене Васильевне также ее любимые партнеры – грузинские певцы Маквала Касрашвили и Зураб Соткилава. Молодой дирижер Павел Клиничев сделал все, чтобы оркестр тихонько шелестел под примадонну, но не всегда шел за ней вперед.

Последнее увлечение Образцовой – джаз, и своим бенефисом она официально заявила об этом в Первопрестольной (в Питере состоялся аж целый ее джазовый рецитал). Несколько джазовых стандартов (в том числе «Мой любимый» Гершвина), спетых в сопровождении джаз-квартета Игоря Бутмана в заморожено-потусторонней манере cool практически на самых басовых пределах женского диапазона, свидетельствовали о том, что преодолей Образцова понятный налет дилетантизма в этом жанре, перспектива новой Эллы Фицджеральд была бы ей обеспечена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
831
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
1189
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
1132
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
1110

Другие новости