0
805
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2004 00:00:00

Остановка в Томске

Тэги: томск, театр, транзит, фестиваль


Театральный фестиваль «Сибирский транзит» каждый год переезжает из одного сибирского города в другой. В этом году проходил в Томске, а до того успел побывать в Новосибирске, Иркутске и Омске. На следующий год поедет в Красноярск. Раньше собирали «с миру по нитке», теперь афишу составляет экспертный совет из московских и местных критиков, после чего – на манер «Маски» – к работе подключается жюри, в составе которого добрая половина – те же москвичи.

Может быть, «Золотой маске» стоило бы как-то учитывать в своей работе итоги «Транзита», как и некоторых других региональных фестивалей? Ведь в числе учредителей и там и тут – Союз театральных деятелей, который при нынешнем «равнодушии» фестивалей друг к другу, выходит, часть денег бросает на ветер.

«Сибирский транзит», к слову, открывал в этом году председатель СТД Александр Калягин. Вместе с губернатором Томской области он остался и на спектакль – «Дачников» Омского академического театра драмы. Но в антракте ушел. Из официальных лиц это авангардное прочтение Горького (в афише театра автором назван Алексей Пешков) досмотрел один представитель президента в Сибирском округе Леонид Драчевский (за это и за то, что именно ему принадлежала когда-то идея «Сибирского транзита», в местных газетах его назвали главным театралом Сибири).

«Дачников» Евгения Марчелли как раз можно было посмотреть на нынешней «Маске». В числе же премьер томского «Транзита» – новый спектакль Минусинского драмтеатра «Вишневый сад», «Пять вечеров» Новосибирского городского театра под руководством Сергея Афанасьева, «Песни дождя» – полуторачасовое пластическое действо театра «ЧелоВЕК» из Улан-Удэ, «Школьные сочинения» Елены Исаевой в постановке местного Томского ТЮЗа, еще одну современную пьесу – «Татарин маленький» Пояркова – привез Норильский заполярный театр драмы. Со спектаклем «Трамвай «Желание» приехал молодежный театр из Северска – закрытого города в 30 километрах от Томска, в который «так просто» даже местным томским зрителям дороги нет (впрочем, и при нашем «открытом пространстве» Томский театр драмы не был в Москве лет тридцать).

В итоге первое место досталось «Татарину маленькому», а за заслуги в пластике наградили «Песни дождя». Редкий случай: все решения жюри публика встречала с восторгом. Действительно, накануне, после представления башкирского Театра пластической драмы, зал поднялся в едином порыве, овация длилась минут десять, не меньше (хотя перед тем – томились и скрипели креслами на «Вишневом саде» Николая Песегова).

«Песни дождя» хочется назвать событием. Оно, во-первых, убеждает в том, что современный танец не так беден, как можно вообразить на спектаклях некоторых наших модернистов, а во-вторых, что новое слово не всегда находится в области ненормативной русской лексики. Театр пластической драмы из Улан-Удэ обращается, например, к светской поэзии Далай-ламы IV.

Для меня, как и для тех, которые заражены «нормальным скептицизмом», обращение к буддистской поэзии, как и запахи благовоний, предусмотрительно возжженных прежде того, как публика вошла в зал, – как раз из тех слагаемых, которые вызывают предубеждение: с психоделического и, так сказать, трансцендентного искусства и спрос иной, земному суду такое обычно неподвластно.

«Песни дождя» подобное предубеждение преодолевает. Восприятию спектакля не мешает неважное знакомство с поэзией Четвертого Далай-ламы (а равно трех предыдущих и некоторых последующих), как и невозможность разобрать, на каком языке исполнялись его стихи во время представления (вокал – Людмила Глухова). Главное в «Песнях┘» – телосозерцание, поэзия же – часть монотонного музыкального фона, вроде струящихся благовоний (спектакль-телосозерцание – определение из афиши «Песен дождя»).

Смотри, как колышется, зарождаясь, жизнь внутри двух коконов, двух конусов, свернутых из белого полотна, как проклевываются и обнаруживают себя руки и ноги и наконец тела целиком. Любуйся. Созерцай.

Спектакль, поставленный художественным руководителем и директором театра Игорем Григурко, – цепочка ничем не связанных на первый взгляд коротких историй, пластических упражнений. Всего – семь песен, семь сцен – «О каплях-бирюсинках», например, или «О птице и страннике любви», – не просто красивых, но завораживающих с первой секунды. Это – красота телесных совпадений, сочетаний прямых и кривых человеческого тела, красота свободы движения.

Можно, наверное, сравнить это с цирком, настолько свободны и тренированны актеры, игра которых порой напоминает выступления цирковых гимнастов или даже эквилибристов.

Можно выразить восхищение сочетанием чувственности, раскованности почти обнаженного существования актеров и – почти религиозной чистоты и целомудрия каждого их движения. Так что пластические этюды, напоминающие о технической изощренности Камасутры, безболезненно перетекают в многорукие движения Шивы.

Томск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
636
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
592
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
695
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
613