0
679
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2004 00:00:00

Концерт для микрофонов с органом

Тэги: дом музыки, орган, инаугурация


Мало кто знает, что орган, который инаугурировали в Доме музыки – не единственный инструмент такого рода, который в эти самые дни устанавливают и открывают в Москве: буквально на днях новый орган – подарок швейцарского Базеля – установят в костеле на Малой Грузинской, еще два готовится принять Госпиталь имени Бурденко. Но, разумеется, никогда мы не следили с таким неподдельным вниманием за судьбой органа, как в этот раз – когда его строили в Большом зале Московского дома музыки. Сколько же нового узнали люди за это время о самом, пожалуй, громоздком инструменте!

Итак, во вторник в Доме музыки прошла церемония инаугурации самого большого органа страны. Звучит по-имперски торжественно, но – забавное дело – главная интрига вечера заключалась не в том, хорош ли окажется инструмент или сам концерт. Публика с любопытством ждала, исправит ли 14-метровый инструмент акустику Светлановского зала, как на то рассчитывали хозяева Дома музыки.

Рассчитывали, но, кажется, не очень верили – на сцене выстроилась небольшая рощица из девяти микрофонов, да и выложенная ровной грядочкой у пульта охапка лилий, которые, видимо, должны были символизировать девственную непорочность инструмента, производила впечатление вполне похоронное. После 20-минутного ролика о создании инструмента (вот его конструируют, вот упаковывают трубы в ящики с деревянной стружкой и, наконец, – «едут, едут!»), основатели построивших этот орган немецких фирм торжественно поднесли Владимиру Спивакову ключи от органа на красной бархатной подушечке – вышло красиво и немножко похоже на свадьбу.

Первое отделение обернулось довольно вялым – стало ясно, что орган и Светлановский зал до сих пор остаются на «вы». Несмотря на то что мензуры органа выставили так, словно реверберации – того эха, которое и обеспечивает мощное полифоничное звучание, – в зале нет вообще, хороший, сильный и современный инструмент раскрывать свои возможности не торопился. Хорал Баха из 147-й кантаты и темы и вариации си-минор Раванелло в исполнении весьма именитого немецкого органиста Клеменса Шнорра получились вялыми, «Богородице, Дево, радуйся» Вискова с нашим соотечественником Василием Долинским и Свято-Никольским хором Третьяковки словно тонуло в вате.

Второе отделение, впрочем, оказалось на порядок лучше. Энергичный англичанин Томас Троттер сделал ставку на бессменный хит любого органного концерта – Токкату и Фугу ре-минор Баха, и дело явно пошло на лад. Верхние регистры зазвучали и вовсе хорошо, что явно слышалось в нежнейшем этюде в форме канона ля-бемоль-мажор Листа. Правильным в этом смысле выбором оказался и Концерт для органа, струнных и литавр соль-минор Пуленка в исполнении «Виртуозов Москвы» и того же Троттера. Маэстро Спиваков обошелся без неистовств – что называется, с чувством, но без страстей, сорвал оглушительные овации и удалился вроде бы довольным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
709
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
834
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
418
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
287

Другие новости