0
742
Газета Культура Интернет-версия

16.08.2005 00:00:00

Режиссерам не удалось объединиться

Евгения Леонова

Об авторе: Евгения Леонова - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.

Тэги: выборг, кинофестиваль, режисср


На улицах Выборга появился самодельный паровоз с надписью «Париж–Выборг: 1895–2005». Дамы и кавалеры в костюмах конца XIX века изобразили пассажиров «поезда братьев Люмьер», ставших первыми в истории киноперсонажами. Так фестиваль праздновал 110-летие мирового кино.

На фоне паровоза охотно позировали молодые кинематографисты: режиссер Илья Хржановский, представивший в конкурс «Выборгский счет» фильм «4», и Алексей Герман-младший, чья картина «Гарпастум» отобрана в конкурс Венецианского МКФ, а потому до поры засекречена для российских зрителей и фестивалей. Молодые режиссеры прибыли в Выборг, чтобы принять участие в круглом столе, посвященном постсоветскому «эху» столетия кино – 10-летию создания киноальманаха «Прибытие поезда» (1995).

Но манифестом альманах тогда не стал. Прорывы «молодых» в кино 90-х были редки, связаны с отдельными талантливыми и чуткими авторами (Александр Баширов, Константин Мурзенко, Павел Луцик, Алексей Саморядов) и не стали закономерностью. И вот десять лет спустя на круглом столе режиссеры, перешедшие в разряд «среднего» звена, задали новому поколению тот же вопрос: что необходимо, чтобы повысить художественный потенциал российского кино?

Мнения разошлись. Герман говорил об объединении, необходимости господдержки и создания места и организации, чтобы «молодые» могли чаще общаться друг с другом, – то есть вполне по-советски связал искомый «потенциал» с наличием общественных институтов. («Разобщенность – следствие алчности», – прокомментировал Баширов.) Николай Лебедев («Звезда», «Волкодав»), как всегда, высказался за создание потока жанрового кино, а Анна Меликян («Марс») сказала, что «просто нужно много работать». Андрей Хржановский тоже говорил об объединении, сравнивая нынешнюю активизацию молодых, большое число дебютов и другое не с французской «новой волной» и борьбой против «папиного кино» (видимо, чтобы не обидеть режиссеров старшего поколения), а с «молодым немецким кино» (Фассбиндер, Шлендорф). При этом, естественно, забывая, что появлению этого направления способствовали «бурные 60-е», а поддерживал его яростный антифашистский, антибуржуазный пафос и, в конце концов, – способность жертвовать жизнью ради идеи – то есть все то, чего лишены наши кинематографисты. Из режиссеров-мужчин самым благоразумным оказался Александр Котт. «Бесполезно объединяться, – сказал он, – если режиссеров не связывает некий творческий проект».

На второй день Выборгского фестиваля был показан дебют выпускника Российской академии театрального искусства Адель Аль-Хадада – «Апокриф: музыка для Петра и Павла», который можно поставить в один ряд с лучшими фильмами этого киносезона. Это несколько дней из жизни Петра Ильича Чайковского. Сочетание литературной основы Юрия Арабова, изящно и остроумно перерабатывающей мощный слой от Пушкина до Хармса, и какого-то абсолютного изобразительного примитивизма, перепад от гениальности к чудовищной простоте, от смеха к тоске. От наивного искусства к симфониям и литургиям. История в духе Вуди Аллена – только с русским колоритом. Настоящий прорыв.

Выборг


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
660
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
369
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
380
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
344