0
904
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2006 00:00:00

Проклятье небес в Доме музыки

Анна Андрушкевич

Об авторе: Анна Андрушкевич - музыкальный критик.

Тэги: музыка, концерт, боиттен


Он был создан на заказ, к освящению нового собора в Ковентри в 1962 году. Замысел кажется ясным: сочинение памяти погибших друзей, примиряющий и одновременно протестующий против всякого насилия реквием. Но за его поверхностью скрываются такие бездны, что, присмотревшись, невольно вздрогнешь. Хор и сопрано соло поют текст католической службы, с ними играет симфонический оркестр; временами, как отстраненный надмирный глас, звучит хор мальчиков, который вместе с фисгармонией или небольшим органом должен располагаться в некотором отдалении. На первом плане при этом по замыслу Бриттена размещаются камерный оркестр и два солиста, баритон и тенор, которые как бы олицетворяют войну и поют не латинский духовный текст, а стихи Уилфреда Оуэна, поэта, погибшего в 25 лет во время Первой мировой. Поют они в основном от лица убитых или погибающих. Шокирующее впечатление производят при этом не только сами стихи, вплавленные внутрь латинской мессы, но и то, что они последовательно и настойчиво этой мессе противоречат. И конфликты получаются такие острые, такие кричащие, что не вполне ясно, как к ним относиться. В одной из строф Dies irae хор взывает о спасении – а баритон просит пулемет выстрелить в небо, карающее этот мир; в ответ тема Dies irae еще более свирепеет, и гнев людей мешается с проклятьем небес. Хор поет шикарную фугу о воскресении, которое Господь «обещал Аврааму и семени его», – а тенор и баритон, пародируя библейскую историю, рассказывают, как Авраам, не вняв ангельскому голосу, зарезал сына своего Исаака и вместе с ним еще «пол-Европы, одного за другим»; после этого фуга возвращается растерянной и тихой и вскоре распадается на отдельные голоса. Что здесь имеется в виду? Для чего такие намеки? Это отрицание или искушение?

По традиции, состав солистов символично-интернационален: Бриттен писал для англичанина Питера Пирса, немца Дитриха Фишера-Дискау и Галины Вишневской (ее на премьеру из нашей страны не выпустили, но она приняла участие в концерте и первой записи Реквиема с теми же певцами в 1963 г.). Этой традиции со времен первых исполнений стараются следовать, и в ММДМ как раз все получилось: Джон Эйлер (тенор, США) и Кристиан Герхаер (баритон, Германия) были приглашены по рекомендации американца Джеймса Конлона, известного дирижера, уже не первый раз выступающего с Национальным филармоническим оркестром. Петь партию сопрано пригласили Татьяну Павловскую, солистку Мариинки.

Расположили всех по мере сил и возможностей в соответствии с авторскими указаниями: камерный оркестр (собранный из музыкантов того же Национального филармонического) и двое зарубежных певцов заняли авансцену, остальные их окружили, хор мальчиков со своим дирижером разместился на балконе. Однако что же получилось? Тенор и баритон, несмотря на то, что стояли у самого партера, звучали тише, чем сочное, роскошное сопрано, доносившееся из глубины сцены. Эйлер, казалось, пел на пределе, Герхаер, обладатель красивого баритона, чувствовал себя абсолютно свободно, – но вот не было у них интонаций, которые бы вдруг удивили и запали в душу. Татьяна Павловская и оба замечательных хора Виктора Попова произвели, пожалуй, большее впечатление, но тут нужно оговориться: так уж написан Реквием, что именно сопрано и хору достаются все самые красивые мелодии (тенор и баритон поют в основном речитативные монологи). В итоге по разным причинам католическая месса затмила фронтовые трагедии.

Что касается оркестра, то тут, что называется, всякое бывало. Были очень сомнительные соло струнных из камерного состава; были пугливые и робкие синкопы в фуге об Аврааме, отчего она при первом проведении как-то не прозвучала, поэтому набрать силу и потом испуганно рассыпаться у нее не получилось. Но были и блистательные форте, и ясные медные эпизоды, и жутковатое тихое стаккато. Конлону не все на этот раз удалось, но очень важно, что у него есть возможность работать с Национальным филармоническим: он человек талантливый и смелый и, кажется, намерен и дальше выступать с далеко еще непривычным в Москве репертуаром. Например, в конце апреля он собирается исполнить «Море» (сложнейшую поэму Дебюсси) и «Русалочку» Цемлинского, которую у нас совсем не знают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3140
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1773
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости