0
1231
Газета Культура Печатная версия

16.11.2006 00:00:00

Рождественская пастораль

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыкальный критик, доктор искусствоведения, научный сотрудник Института искусствознания.

Тэги: орган, бах, органист


В Концертном зале имени Чайковского состоялся второй концерт абонемента Московской филармонии «Музыка христианских богослужений». Выступал представитель немецкой органной школы – Вольфганг Церер, лауреат международных конкурсов в Брюгге и Инсбруке.

Уроженец Пассау, Церер окончил Венскую академию музыки по классам органа, дирижирования, клавесина и церковной музыки, стажировался в Амстердаме у знаменитого клавесиниста, органиста и дирижера Тона Коопмана. В 1989 году стал профессором органа в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге.

Представляя исполненные сочинения, прежде всего напомним о важной роли, которую играет в цикле Рождества сюжет поклонения пастухов. С ним в европейском искусстве связан жанр пасторали. Выбор музыканта пал на пьесу Мессиана «Пастухи» (из цикла «Рождество Господне») и знаменитую Пастораль фа-мажор Баха. Публика услышала и другие баховские произведения, связанные с рождественской тематикой праздничным и в то же время нежным, чуть приглушенным колоритом, – Прелюдию и фугу соль-мажор и Трио-сонату ре-минор. Панораму немецкого барокко дополнили опусы старших современников Баха: прелюдия Николауса Брунса (ученика великого Дитриха Букстехуде), а также хоральная обработка Матиаса Векмана (ученика другого гения – Генриха Шютца). Для Церера давно не существует технических преград (особо впечатляет виртуозное владение музыканта клавиатурой для ног – органной педалью, соло на которой были сыграны безукоризненно и пластично). Однако наиболее важная черта его – стилистическое чутье, проявляющееся прежде всего в выборе регистров, тембровой палитре (как известно, в органной музыке этот компонент в значительной мере является прерогативой исполнителя, поскольку в мире не существует двух одинаковых органов и каждый инструмент по-своему уникален). Если в сочинениях эпохи барокко и классицизма Церер выявлял дух Рождества через мягкие, пастельные краски, используя в основном регистры, воспроизводящие тембры деревянных духовых инструментов, то в Хорале Франка под руками органиста словно зазвучал симфонический оркестр романтиков с его мощью и резкими контрастами.

«Пастухи» Мессиана тоже запомнились тембровыми находками – имитацией перезвона колоколов на фоне аккордов-«гроздьев», напоминающих то ли плывущие облака, то ли далекое эхо в величественных католических соборах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


“Роснефть” представила концепцию экологического развития

“Роснефть” представила концепцию экологического развития

Галина Грачева

В компании рассказали о планах по реализации «зелёной » повестки

0
844
Варшава дорожит своим главным советником по России

Варшава дорожит своим главным советником по России

Андрей Серенко

Славомир Дембский продолжит руководить ведущим польским «мозговым центром»

0
1525
100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

0
597
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
1571

Другие новости

Загрузка...