0
1071
Газета Культура Интернет-версия

15.06.2007 00:00:00

История одного приговора

Тэги: мария стюарт, театр, фестиваль


мария стюарт, театр, фестиваль Мария Игнатова (Елизавета) виртузно играет лавочницу в королевском облачении. Сцена из спектакля «Мария Стюарт».
Фото предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля

На Театральный фестиваль им. А.П.Чехова приехал БДТ им. Г.А.Товстоногова со спектаклем «Мария Стюарт». Режиссер Темур Чхеидзе прибыл в Первопрестольную в новом качестве – художественного руководителя прославленного театра. Его назначение на должность состоялось 13 июня 2007 года.

Спектакль БДТ по пьесе Шиллера «Мария Стюарт» – не столько о схватке шотландской королевы с королевой английской, сколько о закулисной истории казни, о том, как и почему высшая власть приходит к решению санкционированного убийства поверженной Стюарт. Пленница английского двора, она становится заложницей самых разных интересов политических сил, зачастую далеких от интересов государства, поводом для возвышения одних и низвержения других в окружении королевы Елизаветы.

Высшая власть похожа в спектакле Темура Чхеидзе на политбюро, большинство из которого голосует за казнь шотландской узницы, но никто не хочет взять на себя последнюю ответственность: поставить подпись на окончательном указе. Джентльмены тут встают в сторонку и почтительно пропускают одну даму на эшафот, а другой выкручивают руки, чтобы она взяла царственное перо и поставила свой росчерк под смертным приговором.

Темура Чхеидзе занимает вопрос: какова технология государства по исполнению, используя современную политическую лексику, высшей меры? В спектакле БДТ Шиллер для Чхеидзе – новый повод для внимательного и скрупулезного изучения того, как эта самая власть превращается в круг кровавых заговорщиков, палачей-сообщников.

Конечно, не все однозначно в этом кругу: есть, к примеру, Джордж Тальбот (Андрей Толубеев) – простодушный благородный человек. Он не политик. Напали на королеву – он первый бросился спасать и спас. Затягивается удавка вокруг Стюарт – он первый спешит помочь. Добр, но не беспринципен. И когда свершается казнь, он снимает с себя знак власти – без позы, без декламации. «Правь, Марии больше нет!» – говорит он королеве. Но правь без меня.

Совсем другой в этом окружении Лорд Берли Валерия Ивченко, эдакий Суслов и Андропов в одном лице, бескомпромиссный и беспощадный иезуит-идеолог, который одинаково радуется и тому, что жертва попадает в капкан, и тому, что ловушка сработала. Правда, Чхеидзе дает и этому изощренному фанатику право на правду. На упрек Елизаветы всем государственным мужам – что они вынуждают ее взять всю ответственность за казнь, Берли срывается не на шутку и позволяет себе высказаться без обиняков. Суть его пламенной тирады проста: ты решила править, значит, должна быть готовой казнить; ты хочешь сохранить душевный покой, а должна думать о спокойствии государства.

Другой вопрос, что для Чхеидзе вся эта фразеология – звук пустой. Благо государство не строится на крови. Стюарт не угрожает и не может угрожать Англии. У каждого находятся свои тайные причины, чтобы «сдать» красавицу-шотландку. И вот эти-то спрятанные от всех пружины и приходят в действие, ведущее к кровавой развязке.

Однако одним из главных интриганов, вызывающих негодование Чхеидзе, является Граф Лестер (Валерий Дегтярь). Жиголо при двух королевах, который запутался. И этот незадачливый плейбой предает Марию и предает Елизавету – и как женщину, и как королеву.

Елизавету в спектакле играет с блистательной мощью и артистизмом Мария Игнатова. Эта актриса особенно чутка к оттенкам фальши, фарисейства, искренней лжи. Она не оставляет шансов своей героине в сцене принятия решения о казни. Оставшись наедине с собой, с пером, занесенным над приговором, Елизавета осознает всю «ответственность момента». И что же берет верх в ее терзаниях совести? Благо государства? Да полноте! Мария королева по крови, Елизавета же осознает себя парвеню, выскочкой, узурпировавшей власть. Игнатова и играет лавочницу в королевском облачении, но эта мещанка хитра, изворотлива и коварна. Кухарка может управлять государством, и еще как. Чего стоит сцена встречи в лесу Елизаветы и Марии (Ирина Патракова). Стюарт, как ей это ни трудно, падает ниц, смиряет гордыню и просит о пощаде. Но просит, не теряя царственности. Этого Елизавета не может ей простить. И королева наносит свой подлый удар. Она протягивает руку Стюарт – все забыто, мы друзья. Воодушевленная шотландка принимает знак расположения. Но это игра кошки с мышкой. Елизавета наносит последнее публичное оскорбление в присутствии двора: она оскорбляет Марию, как может это сделать только женщина. Ей надо насладиться унижением, спровоцировать гнев своей пленницы, и она блестяще с этим справляется. Стюарт повержена, раздавлена и оскорблена. Все понимают, что после этой встречи уже невозможно примирение – не только потому, что Елизавета не простит Марию: Мария, чтобы спасти свое королевское достоинство, должна взойти на эшафот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
333
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
368
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
419
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
147

Другие новости