На фото корабль USS Shiloh (CG-67) у причала на военно-морской базе США Субик-Бэй (Филиппины). Фото Reuters
Вашингтон разыгрывает многоходовку в отношениях с Китам. Первым и давно ожидаемым ходом должен стать визит президента Дональда Трампа в Пекин в начале апреля и его встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Белый дом надеется, что этот диалог приведет к заключению выгодных сделок по экономике. Но параллельно Пентагон готовится разместить на Филиппинах ракеты, которые могут достать столицу КНР.
В эпоху холодной войны китайская пропаганда частенько использовала пословицу «На воротах вывешивает баранью голову, а продает собачье мясо». Так в Китае обличали двурушническую политику империалистических держав по отношению к Китаю. Нынче язык китайских СМИ, описывающих международные события, куда более сдержан, даже изощрен. Например, пекинская The Global Times, комментируя заявление президента Филиппин Фердинанда Маркоса, выражает надежду, что между странами улучшится взаимопонимание, возрастет число взаимных визитов граждан двух стран. И это несмотря на то, что совсем недавно дело чуть не дошло до разрыва дипломатических отношений между Китаем и Филиппинами. Во всяком случае, к этому призывали ряд членов сената Филиппин.
Отношения между Китаем и Филиппинами напоминают катание на американских горках. То идет обмен дружескими пожеланиями, то происходят стычки между морскими силами двух стран. Подоплекой этого служит многолетний спор между Пекином и Манилой за контроль над участками Южно-Китайского моря (ЮКМ). Филиппины считают, что отмель Скарборо входит в их исключительную экономическую зону. И держат там ограниченный гарнизон. Но при попытках доставить туда провиант и другие припасы происходили стычки с судами китайской береговой охраны. Суда получали повреждения, китайцы поливали недругов водой из брандспойнтов. До применения огнестрельного оружия дело не доходило. Но ведь Поднебесная претендует не только на эту отмель, но и на большую часть водного пространства ЮКМ.
Филиппины не одиноки. Аппетиты Китая распространяются и на те участки моря, которыми, как считают их власти, должны принадлежать Вьетнаму, Малайзии, Брунею. Причем Пекин взял свои претензии не с потолка. Китай приводит данные археологических раскопок, демонстрирует изображения старинных карт. Все это должно было убедить международное сообщество в справедливости китайской позиции. Но не убедило не только страны-оппоненты Китая, но и третейский суд в Гааге. Он вынес вердикт, что претензии Китая не имеют под собой никаких оснований.
Тут не остался в долгу глава МИД Китая Ван И. Он назвал арбитраж «политическим фарсом под предлогом законности».
Тяжба между Филиппинами и Китаем за контроль над водными пространствами имеет давнюю историю. Совершенно иной оборот ей привносит решение США разместить на Филиппинах пусковые установки новых ракет, а также беспилотники. Это новый шаг в расширении военного сотрудничества двух государств, которые связаны договором о безопасности.
О значении этого договора министр войны США Пит Хегсет сказал: «Мы воевали плечом к плечу во время Второй мировой войны. И мы расширяем наше сотрудничество. Наш союз никогда не был прочнее». У США есть базы на Филиппинах. И как передает телеканал Intersept, масштабы этого взаимодействия растут, не привлекая внимания в Конгрессе. Это часть более широкой стратегии, направленной против Китая. В соответствии с ней США разместили еще в 2024 году на своей базе на Филиппинах ракеты Typhon. Они могут применяться как для отражения атак с воздуха, так и для ударов по целям на земле. Их дальность позволяет достичь столицы КНР.
Монг Палатино, лидер манильской общественной организации Bagong Alyansang, говорит, что США используют территорию его страны для испытаний оружия и ставят под угрозу существование Филиппин. Ведь противостояние США и Китая может вылиться в большую войну.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Территориальный спор Китая с Филиппинами то затихает, то вспыхивает вновь. Предыдущий президент пытался договориться с китайцами. Полного согласия не было. Но он избегал резких движений. А Маркос, нынешний президент, проамериканский. Происходят стычки между моряками Филиппин и Китая. Трамп хочет этим воспользоваться».

