0
140
Газета Экономика Печатная версия

18.02.2026 21:33:00

Семьи все быстрее проедают свои бюджеты

Траты на продукты – косвенный показатель материального положения граждан

Тэги: продукты, цены, затраты на продтовары, рыба, материальное положение, потребительские расходы, семейный бюджет, зарплаты, пенсии


продукты, цены, затраты на продтовары, рыба, материальное положение, потребительские расходы, семейный бюджет, зарплаты, пенсии Рыба стала одной из самых проблемных продуктовых категорий для россиян с точки зрения ценовой доступности. Фото РИА Новости

Доля затрат на продовольственные товары в структуре расходов россиян достигла 39% – максимум за весь период после 2008 года. Правда, аналитики обращают внимание на тонкости расчета, затрудняющие, как часто бывает в российской статистической практике, прямое сопоставление одного и того же показателя по годам. Высокая доля расходов на продукты в семейном бюджете свидетельствует о скромных возможностях семьи потратить деньги на иные товары и услуги. При оценке покупательной способности доходов населения выявляется несколько проблемных продуктовых категорий (в частности, сливочное масло и рыба) и как минимум одна социальная группа, пребывающая в хроническом кризисе, – пенсионеры.

Росстат обнародовал новые данные о структуре потребительских расходов россиян, которые используются для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) – для отслеживания инфляции. Самой главной и уже вызвавшей дискуссионный шторм деталью стало то, что на начало 2026 года доля расходов на продовольственные товары в структуре потребительских затрат населения достигла 39% – максимальное значение за весь период после 2008 года (тогда эта доля превысила 39,1%).

То есть теперь почти 40% семейного бюджета у среднестатистического россиянина (а усредненное значение, конечно, сильно сглаживает ситуацию) уходит с разными оговорками «на еду».

«Этот косвенный индикатор говорит нам о том, что реального изменения благосостояния россиян за последние годы скорее всего нет, – прокомментировал статданные аналитический Telegram-канал Proeconomics. – Потому что в экономической науке есть правило: с повышением благосостояния доля затрат на еду снижается».

Чем большую часть своих доходов семья вынуждена тратить на продукты питания, тем меньше у нее остается финансовых возможностей для оплаты товаров и услуг, которые не относятся к категории первой необходимости, но от которых зависят комфорт и качество жизни.

Ситуация еще больше усложняется, если прибавить к продуктовым тратам иные неотменяемые статьи расходов: транспорт, жилищно-коммунальные услуги, лекарства в случае болезни, проценты по кредитам при наличии займов или, допустим, аренду, если семья живет в съемной квартире.

Но важно сделать оговорки. Например, о том, включается или нет в анализ алкоголь. По Росстату, если исключить из рассмотрения алкогольную продукцию, тогда на продукты питания в структуре потребления россиян уходит не 39%, а около 35% расходов. Впрочем, и это внушительно.

Другой вопрос касается учета затрат на услуги сферы общественного питания – отдельно выделенная доля таких расходов на начало 2026 года составила, по Росстату, 2,8%. В 2008 году она была 2,2%, в 2020-м – 2,9%, в 2022-м – снова 2,2%.

Эти колебания отражают несколько тенденций. Увеличение доли таких расходов может свидетельствовать как раз об улучшении материального положения части граждан – по крайней мере, тех городских жителей, которые все чаще посещают кафе или рестораны, увеличивая там и сам чек заказа.

Также сказывается расширение предоставляемого заведениями общепита ассортимента услуг, включая доставку готовых блюд на дом, что могло быть особо востребовано в период пандемии. А спад доли таких расходов может быть отражением потребительского шока в условиях резко возросшей экономической неопределенности и сокращения спроса из-за оттока с внутреннего рынка части потребителей (релокация, уход на СВО).

Есть, однако, и другие особенности статистики, которые могут не только менять акценты в интерпретации (ведь не менее важно еще, на какие конкретно продукты возросли расходы), но и затруднять сопоставления по годам.

Экономист Григорий Баженов пояснил в своем Telegram-канале, что приведенные данные Росстата по структуре потребрасходов охватывают не все расходы и не все товары и услуги, а ту их часть, которая учитывается при расчете индекса потребительских цен.

«В месячную корзину индекса потребительских цен входят только 558 товаров и услуг, но не входит огромное количество товаров и услуг, доля расходов на которые в отдельности невелика, но их сумма уже вполне приличная», – пояснил экономист.

Причем как сами товары и услуги, так и их вклад в расчет индекса отличаются год от года. «До 2021 года в ИПЦ не включались креветки, готовые блюда для домашнего питания, индейка и др., а веса (вклад. – «НГ») у менее полезных и качественных товаров были выше», – напомнил экономист, упомянув, в частности, маргарин, вклад которого в расчет индекса со временем снизили.

Так что даже разные годы внутри одной экономики сравнивать затруднительно, не говоря уже о межстрановых сопоставлениях, ведь у других стран методология расчета тоже может отличаться, что чревато путаницей.

Но помимо доли продуктовых расходов в семейных бюджетах можно также оценить покупательную способность доходов разных групп населения в ее товарном эквиваленте: выяснить, сколько килограммов того или иного вида продовольствия можно приобрести на зарплату или пенсию, если гипотетически предположить, что вся зарплата или пенсия полностью будет потрачена на покупку этого одного товара. Такие данные Росстат тоже публикует, в том числе приводя исторические ряды.

И в этих отчетах выявилось несколько проблемных продуктовых категорий, по которым покупательная способность среднедушевых доходов населения в долгосрочной перспективе не увеличивалась, а оставалась неизменной или даже снижалась, так как рост цен на эти товары шел вровень или опережал увеличение доходов населения.

В частности, это сливочное масло и рыба. В 2011 году на среднедушевые доходы населения можно было приобрести около 83 кг сливочного масла (в пересчете на месяц), а в 2025-м, по предварительным данным, – 62 кг. Рыбы мороженой, кроме лососевых пород и рыбного филе, в 2011-м можно было купить почти 217 кг, а в 2025-м – 214 кг.

При этом выявляется как минимум одна социальная группа, которая пребывает в хроническом кризисе доходов. Это пенсионеры. Потому что, судя по Росстату, если брать покупательную способность среднемесячной зарплаты в стране, то за период 2012–2024 годов (в этом случае Росстат дает такой временной ряд) по большинству продуктов питания она выросла.

А в случае со среднемесячными пенсиями по большинству продуктовых категорий покупательная способность снизилась, и это касается не только сливочного масла и рыбы, но и творога, хлеба, яиц, молока, вермишели, риса, картофеля, капусты и т.д. 


Читайте также


Французские пенсионеры оказались в четыре раза богаче российских

Французские пенсионеры оказались в четыре раза богаче российских

Михаил Сергеев

Правительства в разных странах не любят признавать неудачи социальных реформ

0
1804
Лукашенко объяснил министрам, что люди не едят статистику

Лукашенко объяснил министрам, что люди не едят статистику

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии критически подошел к отчету правительства

0
1459
Экономика России теряет основную опору прошлых лет

Экономика России теряет основную опору прошлых лет

Михаил Сергеев

Однопроцентный рост обеспечила не оборонка, а потребление

0
3561
Региональная политика 9-12 февраля в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 февраля в зеркале Telegram

0
404