0
1360
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2007 00:00:00

Из внутренней Монголии

Тэги: зальцман, третьяковка, живопись, монголия


зальцман, третьяковка, живопись, монголия У героев Зальцмана не просто лица, это – биографии.
Фото предоставлено ГТГ

В Третьяковской галерее на Крымском Валу показывают выставку Павла Зальцмана (1912–1985). Его работы разместились всего в двух залах, но это как раз тот случай, когда важны масштабы не внешние, но внутренние.

Кишиневец по рождению, Зальцман после переезда в Ленинград стал членом филоновской группы «Мастера аналитического искусства». Влияние Филонова чувствуется в его работах на протяжении всей жизни, но это не подражание, а именно школа, переосмысленная и ставшая своей. Только так можно было сохранить лицо в той тотальной системе, которую исповедовал Филонов, – научиться думать как Художник, но оставить за собой свободу художественного поведения. Биография Зальцмана не менее причудлива, чем биография времени и страны, которые ему достались рождением. В 30-е он участвовал в нескольких киноэкспедициях по Забайкалью, Карелии, на Памир и Урал, опубликовал три иллюстрации к «Калевале» в книге, выпущенной под художественной редакцией Филонова в легендарном издательстве Academia. Как кинохудожник работал с братьями Васильевыми, Траубергом и Яном Фридом. В 1942 году, пережив блокадную зиму, вместе с другими сотрудниками «Ленфильма» едет в эвакуацию в Алма-Ату, где и остается на всю жизнь.

Формальное отсутствие высшего образования мешало его педагогической карьере, а как художник Зальцман наверняка вызывал подозрение у властей. Его живопись и графики идеологичны, но в ином, непривычном и чуждом для советского мышления смысле. Это идеология аналитического взгляда, в котором, как пишет исследовательница зальцмановского творчества, у героев – «лица-биографии. И объединяет их всех замкнутость, недоверие и напряженное ожидание».

Но даже у хороших людей иногда все кончается хорошо. Зальцман стал в итоге главным художником «Казахфильма», его работы получили официальное признание, а симпатии коллег, возглавивших, когда подошло их время, казахстанский Союз художников, помогали смягчать те официозные бури, которые все же на него обрушивались. При этом Зальцман писал еще и прозу – сборник «Мадам Ф.», включающий повести, рассказы и стихи, был издан три года назад и стал событием для всех, кто любит в отечественной литературе не-мейнстрим. Среди любимых Зальцманом авторов – немецкие романтики, сатирики и абсурдисты от Свифта и Гоголя до обэриутов и Беккета, а также знатоки потустороннего Эдгар По и Амброз Пирс. И все они присутствуют в его прозе, отмеченной не столько, быть может, величием замысла, сколько его оригинальностью.

Эта повседневная работа художника, его борьба с окружающей действительностью за право на свой взгляд и свое суждение – одно из самых ценных свойств искусства. Благодаря ему искусством увлекаются и очаровываются даже те, кто сам не в состоянии сделать решительный шаг между миром обыденного и внутренней Монголией, но кто так нуждается в знании о том, что такой шаг возможен хотя бы теоретически. И что есть счастливцы, которые его все же совершают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1163
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1335
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
795
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
647

Другие новости