0
1592
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2007 00:00:00

Режиссерская дрема

Тэги: спектакль, театр, щедрин, достоевский


спектакль, театр, щедрин, достоевский Князь (Владимир Зельдин) в окружении мордасовских барышень.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по Достоевскому сыграли в московском театре «Модернъ». Спектакль многострадальный. Режиссер Борис Щедрин сначала пришел со своей идеей во МХАТ им. М.Горького, оттуда – куда-то еще. В подобных случаях замысел бросают, перегорая. Щедрин не бросил и довел до премьеры.

Худрук театра «Модернъ» Светлана Врагова в данном случае выступила в роли благотворителя и даже отчасти бессребреницы. Чужой замысел, чужая режиссура, актеры – тоже большей частью со стороны. Пустила. За это ей – спасибо! Дело в том, что «Дядюшкин сон» замыслен был для Владимира Михайловича Зельдина, который, рассказывают, когда репетировали еще в доронинском МХАТе, стал первым и чуть ли не единственным, кто приходил на репетиции со знанием текста.

Ансамбль вышел – на зависть коммерческим антрепренерам: кроме Зельдина–Князя Наталья Тенякова (МХТ им. Чехова) в роли Марьи Александровны Москалёвой, Андрей Барилло (Театр сатиры) – Павел Александрович Мозгляков, в роли невесты Зинаиды Афанасьевны – Мария Орлова (это – вклад театра «Модернъ»), все остальные роли, главные и второстепенные эпизоды потянула труппа театра «Модернъ».

Наверное, не всякий спектакль можно оценивать, как говорится, по всей строгости. Тот, который достался рецензенту «НГ», задержали на полчаса из-за опоздания артиста: тот попал в аварию, и в театре не знали, задерживать или пора уже отменять премьеру. Форс-мажор – не всегда лучший допинг для актеров. С другой стороны, как раз такая ситуация обнажает смысловые – то есть режиссерские – пропуски: там, где роль не «застроена», где, если можно так сказать, недостает колков, спектакль просто рушится. Внешне все вроде бы ничего – крутятся ширмы, влекомые молчаливыми слугами (сценография Марии Рыбасовой), костюмы Виктории Севрюковой радуют глаз (рассматривая их, можно и вовсе забыть про текст). Кстати, и инсценировка, сделанная самим Щедриным, также хороша – коротко, без лишних слов и поворотов... А про что, собственно говоря, вся история?

В одной из уже опубликованных рецензий добрая половина потрачена на пересказ классического сюжета. Сюжета мелодраматического, местами почти детективного, из жизни провинциальной России, нравы которой мало переменились за прошедшие сто с лишним лет (впрочем, как и столичные). Старец князь, вздумавший вдруг жениться на молоденькой провинциальной красавице, да потом – по совету дальнего-дальнего родственника – признавший все случившееся сном, может быть признан (и сыгран) героем фарса, равно – и героем человеческой трагикомедии.

Впрочем, там, где сошлись разом и Зельдин, и Тенякова, главных героев как минимум двое (надо признать еще, что в роли одной из провинциальных кумушек в памяти откладывается также и игра Елены Стародуб). Тенякова играет ту самую русскую женщину, на которой (нет, не трех китах!) держится земля. Одним поворотом мысли она заставляет планеты обратиться вспять и начать крутиться в другую сторону. И только маленькая, с математической точки зрения ничтожно малая величина – Мозгляков (Андрей Барилло) – рушит всю ее прочную, многоступенчатую конструкцию. В этой женщине – всё и все, и леди Макбет (энского, так сказать, уезда), и Васса Железнова, и Кармен, и Татьяна Ларина, и Панночка (до, после и во время), и – если вспомнить про название и линию театра на Спартаковской – даже угловатые линии Екатерины Ивановны Леонида Андреева... Но и ей, выдающейся актрисе Наталье Теняковой, тяжело без режиссерского соучастия, без вышеупомянутых колков. Что уж говорить о молодой Орловой: там, где роль сложена (как было в «Старом доме»), она играет со всей определенностью. О чем ее история в «Дядюшкином сне», в чем ее сюжет, почему она резко меняет свое решение и вдруг начинает каяться – понять нельзя. По сюжету Достоевского. Да, но в спектакле должна быть своя логика, понятная публике. В «Дядюшкином сне» молодая актриса выходит на сцену, можно сказать, голой. С точки зрения смысла.

Все, кто ругал некоторое время тому назад спектакль Юлия Гусмана в Театре Российской армии, признавали удачу протагониста Владимира Михайловича Зельдина. В «Дядюшкином сне» 92-летний актер – великолепен, он, когда хочется Князю, легкомыслен, подвижен – можно сказать, живет танцуя, с единственной серьезной заботой – скрыть ото всех свою маленькую тайну: жизнь в паричке. Радость и удовольствие публики от его игры таковы, что и некоторое отсутствие смысла также оказывается небольшою тайной этой премьеры. С нею можно жить. А хотелось бы большего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
2511
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
1316
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
1632
Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

  

0
1091

Другие новости