0
840
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Как честный человек

Тэги: кваша, юбилей, актер, театр, современник


кваша, юбилей, актер, театр, современник В его исполнении даже Сталин вызывает понимание.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Глядя на Игоря Квашу (впрочем, как и на большинство его героев), убеждаешься в том, что вся романтическая, вся возвышенная словесность Окуджавы («Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство...») может иметь вполне материальное выражение.

Вся его жизнь, его судьба – подтверждение романтических идеалов его поколения, вернее, той когорты людей, которые выросли на дрожжах оттепели. Еще точнее, их ожидания, их желания, их идеалы эту самую оттепель сперва сочинили, а следом – и претворили в жизнь. Клятвы на крови, идеальный театр, невозможный, но – ими созданный. Их «Современник». Правильные герои? И правильные, и неправильные. Живые. Обыкновенные хорошие люди.

А поскольку «Современник» всегда старался говорить о хороших людях, Кваша стал лицом театра, не зря его называли alter ego Ефремова, другом и выразителем театральных идей которого Кваша был. И остается. Соответственно Кваша нашел голос и интонацию не только многих героев, но самих авторов – Розова, Рощина, Володина.

Вот круг героев Кваши. Конечно, порыться – найдутся и дурные в его богатой актерской жизни. Если идти по одному только жизнеподобию – и тут окажется, что Кваша как актер сложнее, больше «сложившихся представлений». При том что правда – хорошие люди ему удавались всегда, как мало кому (в его исполнении, чего сам актер опасался, даже Сталин вызывает пусть не симпатию, но, скажем так, – понимание, что уж говорить о Свердлове из старых шатровских «Большевиков»), Кваша был и остается замечательным характерным актером. (Из истории «Современника» – Первый министр в «Голом короле», хотя характерность, вкус к игре чувствуется почти во всех ролях актера, будь то Передонов из «Мелкого беса» или даже Гаев из «Вишневого сада».)

И все же свое личное – хорошее, благородное и все прочее из замечательного набора идеалов его ровесников-шестидесятников (идеалов, как видно по Кваше, имеющих прямое отношение к жизненной практике) – очень часто входит в роли. И даже знаменитый случай, когда Кваша отказался репетировать пьесу Олби «Коза», герой которой влюбляется в домашнее животное, – пример того, как это самое хорошее, случалось, мешает профессии. Галине Волчек как раз оказались нужны безупречная биография и безупречное прошлое актера, а актер отказался это самое прошлое и хорошее отдавать «на поругание». Очень жаль. В другой режиссуре, в другом театре эта самая пьеса потеряла свой смысл, а в «Современнике» у Волчек и Кваши было бы, нет сомнений, захватывающе интересно.

Романтик – значит, лирик. Отсюда – любовь, но что важнее – понимание поэзии. Потому не случайно, что к юбилею Кваши его молодые партнеры по «Современнику» решили подарить ему спектакль-концерт с чтением стихов. Сегодня вечером сыграют для гостей юбиляра, а затем («всё остается людям!») спектакль войдет в афишу Другой сцены театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
470
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1916
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2311
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1909

Другие новости