0
1365
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2008 00:00:00

Борис Мессерер: разделение жанров

Тэги: мессерер, юбилей, театр, выставка


Мессерер свой 75-летний юбилей празднует выставками. В Москве их сейчас сразу две. В залах Академии художеств разместились его театральные работы (от сценических макетов до эскизов костюмов), а в Музее личных коллекций – живопись, графика и инсталляции.

Раствориться в творческой среде. Быть сыном известного балетного деятеля Асафа Мессерера и актрисы немого кино Анель Судакевич, быть кузеном Майи Плисецкой и супругом Беллы Ахмадулиной. Быть собой. В работе с: Ефремовым, Евстигнеевым, Покровским, Моисеевым┘ В работе для: «Современника», Большого, Театра им. Вахтангова и им. Маяковского, Театра на Малой Бронной и на Таганке, Мариинского и Александринки. В работе над: «Поручиком Киже», «Кармен-сюитой» и «Коньком-Горбунком», «Пиковой дамой», «Горем от ума» и «Борисом Годуновым»... Он создал свою технику крупноформатного офорта, позволяющую добиться колористического разнообразия и большого количества оттисков. Вместе с Ахмадулиной они выпустили посвященный Тарусе альбом, вместе со скульптором Соскиевым поставили в той же Тарусе памятник Марине Цветаевой. Наконец, дизайном многих выставок («От Джотто до Малевича», «Федерико Феллини» и др.) Пушкинский музей тоже обязан Мессереру.

Архитектурное образование и чувство пространства плюс чутье рисовальщика и живописца равно созданию атмосферы в театре. Ведь декорации – одно из первых эмоциональных воздействий спектакля. Они приглашают принять или отвергнуть предлагаемый вымышленный мир. Особенности мессереровского почерка: работа с пространственными планами, графичность оформления, цвет и интерес к деталям.

В макете декораций к «Самоубийце» Эрдмана густо населенный людьми мирок на уровне декораций наполнен бессмысленными предметами. Будто наслаиваются друг на друга старые зонты и непрозрачные разбитые стекла, велосипеды «вверх ногами» и пальто на вешалках, пыльные портреты XVIII–XIX веков, двери в несколько ярусов (замечательно передающие ограниченность так называемого частного пространства, будь то квадратные метры, будь то личная свобода). В «Фаусте» расставлены по углам и под разными углами зеркала – словно и впрямь ловят мистику других миров с мелькающими то в одном, то в другом отражениями.

То же внимание к совмещению разных планов Мессерер использует и в других жанрах. В Музей личных коллекций привезена знаменитая инсталляция «Реквием по Венедикту Ерофееву»: расставлены ящики, фрагменты швейных машинок, бутылки со свечами┘ Они составляют импровизированный орган с его вещной (именно так) музыкой. Пространственные планы часто громоздятся и в плоских живописных полотнах – кровать встает на дыбы, наслаиваются друг на друга цветочные листья и рисунок пола. Графичность картин не отменяет чередования планов, но играет с ними. Цвет задает особый тон не только в живописи, но и в театре. Идет ли речь о лаконизме черного кружева в «Трех возрастах Казановы», о черно-красном для Испании «Кармен-сюиты» – или «пестрых» гаммах «Конька-Горбунка», «Светлого ручья» и др. Причем интересно, что часто у художника по контрасту сопоставлены два состояния сцены – в теплых оранжево-красных и холодных сине-зеленых оттенках.

Наконец, очень многие макеты и эскизы, как из лоскутов, «сшиты» из деталей. В «Клопе» танцоры и франты с дамами – этакие люди-конструкторы, расчерченные на дуги и клеточки и неотделимые друг от друга (такие есть и в здании РАХ, и в ГМИИ в знаменитой серии «Танцы в стиле ретро»). А эскизы сцен – коллажи с наклеенными портретами, автомобилями, блюдами со съестным – в духе, скажем, родченковского коллажа к книге Маяковского «Про это». Часто орнамент искусно дробит монументальную форму декораций. Мессерер не боится быть многословным, а его декорациям это отнюдь не мешает. Многословность художника выражается и в способе работы – недаром в живописи и графике он предпочитает серийность. Пронумерованные абстракции. Натюрморты с керосиновыми лампами, бутылками, пилами, кружевом, которые, объединившись, напоминают некий неспешно, но точно работающий механизм. Может быть, механизм творчества. Используемое им слово «композиция» вызывает ассоциации с музыкальной темой и вариациями.

Правда, в Музее личных коллекций – при всей оригинальности темы – похожих вариаций представлено очень много. Что ничуть не уменьшает восхищения каждой отдельной, но немного рассеивает общее впечатление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1045
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2209
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2783
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2138

Другие новости