0
2124
Газета Культура Печатная версия

16.06.2010 00:00:00

Кино без пленки

Тэги: театр, спектакль


На сцене - кино. Натурально, с софитами, кронштейнами для костюмов, послушной массовкой, помрежем в бейсболке (Александра Ребенок) и харизматичной режиссершей (Валерия Гай Германика). Режиссер Марат Гацалов, весной получивший спецприз "Золотой Маски" за "Жизнь удалась" Павла Пряжко в Театре.doc, превратил ранний текст Пресняковых в сценарий якобы снимаемого на наших глазах фильма. Режиссер Германика тут как нельзя кстати - со своей манерностью, жесткостью и девичьим эксгибиционизмом. Харизматичной девочке в гольфах, снявшей документальных "Девочек", игровой "Все умрут, а я останусь" и, наконец, телехит "Школа", с готовностью подчиняются и массовка, и нервный помреж, и актеры, которых она учит играть "по правде".

В "Приходе тела" мастерски отрабатывается одна из любимых пресняковских тем - немотивированная, но привычная агрессия в теплом домашнем кругу. Быдловатый и апатичный Жорж (Виктор Костровский) забивает до смерти ремнем свою семилетнюю дочку Настеньку, которая сосет леденцы и клеит себе на руки игрушечные "тату". Последнее и наводит отца на мысль о неверном жизненном пути для Настеньки, и он решает ее "поучить". Когда в квартире оказывается жена с сумкой, груженой продуктами, то случайно толкнув мертвую уже Настеньку, решает, что это она - убийца. Супруги с готовностью вызывают милиционера-некрофила, тот проверяет, не повреждены "рот и влагалище", и пошло-поехало: нелепые допросы, морг, ангелы, возвращение кукольной Настеньки с того света. "Приход тела" по своей стилистике и проблематике остался в прошлом как образчик прекрасного безумства молодых Пресняковых, где были "Мужчины целуются" и "Европа - Азия".

Главный комический фокус пьесы строится на том, что душегубы и маньяки здесь не озабочены тяжестью своих преступлений: между делом убив девочку, они тут же спрашивают друг у друга: "Что будешь на ужин - лапшу или картошку?" Поиздевавшись уже над мертвой девочкой, милиционер обещает - "Больше не буду!", а начальник журит его - "Эх ты, Дон Жуан!" Наконец, и сама Настенька (в спектакле - белая кукла ростом с семилетнего ребенка), которую ангелы на час отпускают домой, сквернословит как зарезанная и, разумеется, возвращается на тот свет.

Решив, что впрямую этот текст делать нельзя, Гацалов придумал форму, и не прогадал: действительно, этот детский "Груз-200" с назойливым жужжанием мух в квартире Жоржа не сработает так, как мог бы в 2000 году, когда была написана пьеса. А благодаря имитации киносъемок текст отстраняется. Если Пресняковы стебались над героями из панельных домов, душных автобусов и милицейских участков, то Гацалов подвергает обструкции сценический натурализм. Внутри этой "рамки" есть еще одна - Германика играет режиссера, который следит за "правдой жизни" в кадре. Кривляющемуся актеру (Константин Гацалов), стремящемуся поразить "домашними заготовками", она в ужасе затыкает рот и озвучивает его нейтральным женским голосом. Все остальные режиссера устраивают именно потому, что как бы ничего не играют - то есть по-киношному правдоподобны. Так что в итоге текст Пресняковых - лишь отлично написанный диалог для сериала. Или кино - ведь границы стираются благодаря таким, как Гай Германика.

Любопытна именно оптика, которой пользуется Марат Гацалов в своем "Приходе тела". Ведь внутри "рамок" актеры существуют действительно по правде жизни, легко схватывая бытовые детали, точно улавливая чисто социальный типаж и соответствующие интонации. Но вот "эпизод" сыгран, режиссер кричит: "снято!", все приходит в движение, и в периферийном зрении публики откладываются микро-сюжеты из жизни съемочной группы. Извращенец (Никита Емшанов) - копия артиста Джигурды в молодости - пристает ко Второму режиссеру (Ребенок). Хлопочут фотографы и реквизиторы, тусуется массовка, обнимается с кем-то Германика. Нам показывают закулисье, "кухню" - вот смотрите, примерно так снималась и "Школа". Поэтому непрофессиональной актрисе Германике позволено быть собой - со своей манерой растягивать слова, закидывать ноги на спинку стула и не стесняться в выражениях. Правда, этот имидж не так уж смехотворен, как может показаться: режиссер Германика и в жизни, и на сцене точно знает, чего хочет от актеров и от "картинки", и у нее прекрасное чутье на фальшь. С ее искренностью, кстати сказать, связан и энергетический спад во второй части спектакля: девочка в гольфах словно устает от своей "работы" и становится вялой.

По большому счету своим "Приходом тела" Гацалов закрыл тему, преподнесенную в таком вот, остросатирическом ключе. Но удачно сымитировав в театре кино, он заставил посмотреть на российский "новодрамовский" контекст с точки зрения чистой формы: а что, если такие фокусы выдержат не только Пресняковы?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин занял максимально жесткую переговорную позицию

Путин занял максимально жесткую переговорную позицию

Иван Родин

По итогам референдумов спецоперации присвоен статус священной войны России с Западом

0
1865
НАТО не спешит с приемом Украины

НАТО не спешит с приемом Украины

Юрий Паниев

Североатлантический альянс и G7 не признают новые территории России

0
1453
Обращение президента РФ Владимира Путина 30.09.22 (текст и видео)

Обращение президента РФ Владимира Путина 30.09.22 (текст и видео)

0
2698
Столото и обман: как пользователи попадают в ловушку лотерей

Столото и обман: как пользователи попадают в ловушку лотерей

Виталий Барсуков

Почему в отзывах реальных пользователей лотерей есть обвинения Столото в мошенничестве и обмане. Разбираемся, где правда, а где ложь

0
1612

Другие новости